Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2016

Протоиерей Андрей Лоргус
Что и как пугает детей

Журнал Фома.

И как родителям избавить их от страхов

дети-Лоргус

В чем причина детских страхов? Как быть, если эти страхи имеют религиозное содержание? Каких ошибок нельзя допускать взрослым? 
Об этом рассказывает протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии (Москва).

Детские страхи существовали во все времена и у всех народов. Их содержание может различаться, но и внешние проявления, и причины у них всегда одни и те же. Основная причина фобий (страхов) — ребенок попадает в тяжелые жизненные обстоятельства и при том оказывается лишен поддержки родителей, остается один на один со своими проблемами.

Впрочем, страхи страхам рознь. Бывает, что у особо впечатлительных детей разыгрывается воображение, особенно если они почитали или посмотрели то, что им еще рано по возрасту, например, «Вий» Гоголя. Но такие страхи быстро проходят, это, вообще, скорее фантазии, нежели страхи.

Однако бывают страхи гораздо более серьезные. Их причина — тревожные состояния, связанные с чувством вины. А чувство вины нередко возникает из-за взрослых, причем самых близких — мам и пап, дедушек и бабушек. И я не о каких-то монстрах говорю, а об обычных людях, вроде бы желающих добра своему ребенку, но по недомыслию делающих чудовищные ошибки.

Прежде всего: нельзя пугать ребенка, пытаясь чего-то от него добиться. Это манипуляция детским сознанием с помощью травмирующих образов. Все эти «не съешь кашу — придет дядька с мешком и заберет», «не будешь слушаться — сдам в милицию», и так далее, и тому подобное. Такая горе-педагогика не учитывает последствий, а последствия могут сказаться спустя долгие годы и даже десятилетия. Причем последствия эти могут быть, а могут и не быть. Невозможно спрогнозировать развитие детской психики.

К огромному сожалению, у этой темы есть и «церковный» аспект. Подчас верующие родители пугают маленьких детей бесами, мытарствами, адскими мучениями, будучи уверенными, что это и есть христианское воспитание. Касается это и некоторых педагогов воскресных школ, и, увы, даже некоторых священников. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

 

Материал по теме


babajka_s

Как прогнать бабайку?

«Страх — защитная реакция организма, он необходим человеку, — говорит Регина Саакян, врач-психиатр специальной (коррекционной) школы-интерната № 49 им. Г. И. Россолимо г. Москвы. — Есть страхи, которые можно назвать биологическими. Они закреплены эволюционно. Например, боязнь больших и лохматых животных с большими зубами, боязнь высоты, боязнь воды…»

Вообще, всему свое время. Говорить о бесах, об аде с дошкольниками (а порой и с младшими школьниками) я категорически не советую. Рассказывая им о христианской вере, нужно вести речь о Христе, о любви и радости, о победе — над грехом, над смертью. Это, кстати, касается и детских молитв. Задача родителя и педагога — создать особые условия для детской молитвенной практики. Нужно исключить из нее молитвы, где упоминаются адские муки, бесы и тому подобное.

 

А если уж у детей появляются такие вопросы (что вполне вероятно, невозможно же создать для них полностью стерильную среду, все равно где-то от кого-то услышат), то отвечать нужно обдуманно. Прежде всего им надо говорить, что Христос всегда рядом, что Он всегда защитит от всякого зла, если Его об этом попросить. Акцент должен делаться не на существовании бесов и ада, а на том, что христианин имеет мощную защиту. И ни в коем случае не пугать!

До какого возраста? Тут нет однозначного ответа, тут нужен индивидуальный подход, и если родители внимательно относятся к своими детям, если с ними есть прочный контакт, то возможно понять, когда и в какой мере поднимать эти темы.

Но если взрослые действуют неправильно, если пугают детей, то у тех в результате может сформироваться чувство вины по отношению к родителям, бабушкам-дедушкам, учителям, и они с этим чувством вины справиться не в состоянии, оно давит на них, порождает повышенную тревожность, а повышенная тревожность создает негативный эмоциональный фон.

Переживать его длительное время очень трудно, и детская психика начинает защищаться. А именно: ребенок сознательно выбирает себе предметы страхов и считает их источниками своей тревоги и чувства вины. Например, он думает: если я обидел маму, то бесы в аду будут меня терзать крючьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обманул, то по ночам ко мне будет приходить дьявол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то рационализировать свое тревожное состояние, как-то объяснить себе, что с ним происходит и почему. Таков зачастую механизм зарождения детских страхов. Реально же за такими страхами стоит невроз, причиной которого могут быть как чисто медицинские проблемы, так и ошибочное воспитание. В любом случае такой невроз надо выявлять и лечить.

Но бывает и так, что с ребенком действительно случается что-то плохое — не фантазии, а реальные события, приводящие к психической травме. Причем такие обстоятельства, когда ребенок надолго остается один, без помощи взрослых и прежде всего мамы. Эта травматическая ситуация тоже порождает невротический страх, и, бывает, такие страхи остаются на всю жизнь. Например, страх темноты или высоты, страх открытого пространства, страх воды, огня, путешествия на автомобиле, перелетов, страх публичных выступлений. Может быть огромное множество форм страхов, но за всеми стоит психологическая травма. Вот эти страхи серьезные, и с ними трудно работать. Порой люди с такими страхами обращаются не только к психологам, но и к священникам, рассказывают на исповеди: что делать, батюшка, я боюсь того, боюсь этого. Например, работа связана с частыми командировками, а я боюсь летать. Или надо подписывать финансовые документы, а я боюсь, что посадят. Говорят это взрослые люди, но за их взрослыми страхами стоят детские травмы.

Но есть тема, миновать которую не удастся, которая может беспокоить детей и в самом раннем возрасте. Это тема смерти. Страх смерти (как своей, так и близких) — один из наиболее вероятных детских страхов. Однако ребенок из верующей семьи в большей степени защищен от такого страха, нежели его сверстники, чьи родители безразличны к вере. Потому что Церковь проповедует победу над смертью, победу над страстью, над всяческими духовными несчастьями, случающимися в жизни. Христианин (и взрослый, и ребенок) тоже подвержен страху смерти, но в Церкви этот страх переживается иначе, ему ставится мощный заслон: пасхальная радость о воскресшем Христе, Который воскресит и всех умерших. Христианин знает: смерть — не навсегда. Если родители — сами носители этой светлой веры, то и ребенку будет не так страшно, даже если он столкнется со смертью близкого человека.

Как же следует действовать родителям, если они замечают у своих детей какие-либо страхи? Во-первых, им нужно разобраться со своими собственными страхами, потому что зачастую именно эти взрослые страхи являются причиной детских фобий.

Даже если родители пытаются не демонстрировать ребенку свои страхи, то все равно их тревожность, их нервозность может создать эмоциональный фон, способствующий появлению детских невротических состояний. Во-вторых, надо трезво посмотреть в целом на свою семейную жизнь и понять, что в ней может создавать для ребенка тяжелые, травмирующие ситуации. В-третьих, если у ребенка есть необъяснимые страхи, надо обратиться к специалистам, то есть детским психологам. В-четвертых, нужно чаще быть с ребенком, не оставлять его одного, когда он засыпает и когда просыпается, не оставлять одного дома — например, когда он приходит из школы с ключом на шее. Вообще, надо повнимательнее быть к ребенку, надо приглядываться к нему: чем он живет, что чувствует. Дети ведь не всегда рассказывают о своих переживаниях даже самым близким. Так что побольше внимания и заботы!

Аппликации Марии Сосниной



Другие статьи автора: Лоргус Андрей

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба