Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2017

Суть вещей: Архиерей: облачение и отличительные знаки

Журнал Фома.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынях.

Вы можете скачать этот материал и распечатать в формате А3.

 

Архиерей — (греч. старший священник, начальник священников) — священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ — архиереи. Совершает все таинства и руководит церковной жизнью, управляет епархией. Согласно учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается через рукоположение архиереям. Так в Церкви существует преемственность.

12 правило VI Вселенского собора (680–681) — архиерей должен быть холост. Сейчас архиереев поставляют из монашествующего духовенства.

У архиерея есть внешние отличительные знаки, подчеркивающие его высокий сан.

Автор рисунка: Мария Иванова

Жезл — знак церковной власти, который архиерей носит во время богослужения. Отличие русских жезлов — сулок (двойной платок), который повязывается сверху жезла и защищает руку от холода. У жезла две формы — в виде перевернутого якоря и в виде двух змей, извивающихся кверху.

Митра — высокий богослужебный головной убор с иконами и крестом. Символизирует терновый венец Спасителя. Право ношения митры дается заслуженным священникам. В отличие от архиереев у священников на митре нет креста сверху.

Облачение: саккос, омофор

Саккос — просторное богослужебное облачение с широкими рукавами. На Руси вошло в употребление в XVIII веке. Поверх саккоса одевается омофор, панагия и крест.

Омофор (греч. носимый на плечах) — длинная широкая лента с крестами. Бывает великий — огибает шею и спускается концами на спину и грудь, и малый — спускается обоими концами на грудь. Символизирует благодатные дары архиерея как священнослужителя. Без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать.

Панагия (греч. παναγία — всесвятая) — как правило, небольшой образ Богородицы, который архиерей носит вместе со служебным крестом на шее. Реже на панагии изображают Святую Троицу, Спасителя, святых. Панагию носят только архиереи. Исключение — некоторые настоятели монастырей (например, на Афоне).

Дикирий (греч. двухсвечник) — подсвечник для двух свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Трикирий (греч. трехсвечник) — подсвечник для трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

Орлец — круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символизирует епископа, надзирающего за епархией.

Рипида (греч. опахало) — опахало с изображением серафима (шестикрылый ангел). Рипиды использовали на Ближнем Востоке, где во время литургии ими отгоняли летающих насекомых. Сейчас рипиды символически изображают ангельские силы. Во время службы иподиаконы держат их над Евангелием, священными сосудами и Святыми Дарами.

Архиерейская мантия — в отличие от черной монашеской мантии (чёрная накидка без рукавов до пола) несколько длиннее. В Русской Православной Церкви у Патриарха Московского — зелёная, у митрополита — голубая или синяя, у архиепископа и епископа — фиолетовая мантия. С тремя белыми с красным полосами (источниками), символизирующими благодать евангельского учения, которая изливается в проповеди епископа, как преемника апостолов. Во время Великого поста надевается такая же, только чёрная. На архиерейской мантии есть скрижали — 4 матерчатые нашивки с изображением креста или серафимов (шестикрылые ангелы). Скрижали символизируют Ветхий и Новый Завет.

У архиерея есть помощники по службе — иподиаконы.

Иподиакон — церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и прочее.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба