Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2018
Ксения — имя древнегреческого происхождения и переводится как «гостеприимство» (xenia)
или — «чужой», «чужеземный» (xenios)
6 июня — день памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
Многие из тех, кто приезжает сегодня в Санкт-Петербург, спешат посетить странное для туристического сознания место — Смоленское кладбище. Минуя музеи и памятники архитектуры, изящные улочки и величественные проспекты, они, оказавшись внутри кладбищенской ограды, быстро шагают в сторону часовни, около которой почти всегда оживленно и многолюдно.
Здесь находятся мощи блаженной Ксении Петербургской, одной из самых почитаемых святых в России. Еще при жизни праведницы не было в Петербурге человека, который бы не знал «Андрея Федоровича», как называла себя юродивая подвижница — блаженная Ксения.
О ее детстве и юности достоверных сведений не сохранилось. Известно только, что она вышла замуж за придворного певчего — полковника Андрея Федоровича Петрова, который вскоре после венчания внезапно скончался. Эта трагедия оказалась решающей в жизни будущей святой.
На похороны Ксения явилась в одежде своего мужа, так что родственники Андрея Федоровича подумали, что вдова, убитая горем, сошла с ума. Она же утешала их, говоря: «Не переживайте, Андрей Федорович жив — вот он я. А умерла несчастная Ксения». Дом мужа Ксения подарила женщине, которая до этого снимала у них комнату, имущество начала раздавать бедным, а все имеющиеся деньги отнесла в церковь — на помин души «рабы Божией Ксении».
Это еще больше смутило родственников супруга. Прознав об этом, они немедленно обратились на место службы Андрея Федоровича и просили остановить «безумную» вдову, не дать ей раздарить все, что было накоплено мужем. Начальство вызвало к себе Ксению, однако, поговорив с ней, не нашло в женщине никаких признаков расстройства рассудка. Так начался ее подвиг юродивой Христа ради.
Странный мужской костюм Ксении, который она носила и зимой, и летом, ее бродяжничество, непонятные слова, которые она говорила людям, одних горожан просто отпугивали, а у других вызывали смех. Но все издевки, гонения и обиды святая переносила безропотно, так что со временем некоторые стали понимать, что странная женщина в мужском костюме несет какой-то особенный, им пока еще не понятный подвиг. Милостыню она принимала только у людей добросердечных, а все полученное сразу же раздавала нищим. По ночам святая покидала Петербург и выходила в поле, где до рассвета молилась.
Вскоре петербуржцы стали догадываться, что юродивая женщина прозорлива, что за ее словами и поступками скрываются намеки на то, что случится в будущем. Так, например, если Ксения просила у прохожего что-нибудь, это означало, что этого человека ждет беда, а если, наоборот, подавала, то с одаренным непременно случится что-то радостное.
Около 45 лет праведница провела в подвиге юродства. Ее похоронили на Смоленском кладбище, на котором она при жизни помогала строителям возводить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. В начале XX века над ее могилой построили новую часовню, а в 1988 году причислили к лику святых.
До сих пор почтовый ящик в часовне на Смоленском кладбище, в котором паломники со всей России оставляют записки с просьбами и благодарностями, не пустеет: верующие знают, как быстро блаженная Ксения откликается на их молитвенные обращения.
Подробнее о житии святой блаженной Ксении Петербургской «Фома» писал здесь.
Нищету́ Христо́ву возлюби́вши,/ безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися,/ безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши,/ смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́./ Сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая,/ Ксе́ние блаже́нная, моли́ Христа́ Бо́га// изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.
Днесь све́тло лику́ет град свята́го Петра́,/ я́ко мно́жество скорбя́щих обрета́ют утеше́ние,/ на твоя́ моли́твы наде́ющеся,/ Ксе́ние всеблаже́нная,// ты бо еси́ гра́ду сему́ похвало́ и утвержде́ние.
Родилась в аристократической христианской семье в Риме. Она решила посвятить свою жизнь Христу. Накануне свадьбы она вместе с двумя рабынями, покинула родительский дом. Они сели на корабль и высадились на острове Кос. Святая попросила своих спутниц называть ее Ксенией — то есть «чужестранкой». Здесь Ксения построила церковь в честь первомученика Стефана. Позднее она приняла монашество и стала диакониссой. День памяти 6 февраля.
Родилась в крестьянской семье. В 16 лет стала послушницей в Успенском монастыре в Коломне. После закрытия обители в 1919 году Ксения вернулась в родное село. В 1931 году была арестована и направлена в тюрьму. Тройка ОГПУ приговорила послушницу к трем годам ссылки в Казахстан. Вернувшись домой, Ксения устроилась санитаркой, продолжая ходить в храм. В 1938 году вновь была арестована и по обвинению в «контрреволюционной деятельности» приговорена к расстрелу. Казнь произошла весной на Бутовском полигоне. День памяти совершается 20 марта.
— в миру Евдокия, родилась в Харькове. В 1917 году приняла монашеский постриг в Серафимо-Дивеевском монастыре. После разорения обители монахиня поселилась в селе Александро-Воронцовское, где продолжала нести подвижническую жизнь. В апреле 1933 года святая была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной монархической организации». Ее приговорили к восьми годам лагерей. Уже в заключении она по доносу вновь была обвинена в антисоветской агитации. Виновной Ксения себя не признала. Была приговорена к расстрелу. День памяти совершается 15 сентября.
Дочь царя Бориса Годунова стала свидетельницей убийства своей матери и брата после того, как в Москву вошел Лжедмитрий I. Самозванец заставил ее принять монашеский постриг и отправил в монастырь неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Скончалась в возрасте 40 лет и была похоронена в усыпальнице Годуновых, в Лавре.
Актриса, телеведущая. Была ведущей передачи «Жди меня» на «Первом канале». В 2012 году Ксения и ее муж, актер Егор Бероев, стали учредителями благотворительного фонда «Я есть!» для поддержки детей с особенностями развития, который помогает детям получить образование и трудоустроиться, занимается издательской деятельностью.
Древнегреческий историк, писатель, друг философа Сократа, автор знаменитого сочинения «Анабасис». Имя, с которым он вошел в историю, скорее всего было прозвищем, которое намекало на его происхождение (греч. «ξένος» — «чужой», «гость»). Ведь историк участвовал в военном походе против союзника Афинского полиса Фив. После случившегося его имущество было конфисковано — это приравнивалось к лишению гражданства, — и он был изгнан из родного города. Впоследствии Ксенофонт много путешествовал и умер на чужбине — в Коринфе.