Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2020

Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Священномученик Михаил (Борисов)

Журнал Фома.

3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, без обиняков, прямо стал говорить о своем отношении к власти. «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами, — сказал он, — дерет с него последнюю шкуру, духовенству не дает никакого житья. Советская власть духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слез и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча все переносить. Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, на верующих идет гонение, отбирают последний кусок хлеба. <…> Советская власть стала грабить живого и мертвого. Я также говорил во время церковной службы, что советская власть — есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдет Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу… Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения…»


Священномученик Михаил родился 7 января 1866 года в селе Сухая Нива Демянского уезда Новгородской губернии, в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова, который сорок восемь лет ревностно прослужил Церкви — сорок три года псаломщиком и пять лет диаконом. Его духовник, священник Константин Виноградов, писал о нем: «Это был гигант и по телосложению, и по голосу, не знавший, кажется, усталости; например, ехать и не спать ни на волос 1–3 суток в самую отвратительную погоду и сразу же служить было для него обычным делом… Он обладал громким голосом, поставил себе за правило петь и читать лучше мало, но внятно и при участии души; он всегда разумел, что читал и пел».

Священник Михаил Борисов с супругой Ольгой Ивановной и сыном Василием, около 1894 года

В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в храм женского Покровского Зверина монастыря в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в селе Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь, располагавшийся в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде.

В 1906 году отец Михаил был награжден наперсным крестом, 30 июля 1917 года — возведен в сан протоиерея. За время своего служения отец Михаил, как деятельный священник, имел множество послушаний. Он принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, и вообще в церковно-общественной жизни города.

Борисоглебская церковь в Новгороде

6 июня 1917 года на собрании Союза объединения духовенства и мирян города Новгорода протоиерей Михаил выступил с докладом на тему «К реформе прихода», сказав тогда, что считает главной целью приходской жизни «вести человека ко Христу, к вечному спасению», средством к чему должны были служить: «истовое богослужение с переводом богослужебных книг не на русский, а на ново-славянский язык, с устранением всех непонятных слов и выражений… беседы в храме и вне храма, устройство школьных советов, обществ сестричества… Главное в приходе не право избрания и не заведование имуществом, а борьба с грехом, содеивание своего спасения». Прихожане любили и уважали священника за то, что он всегда с радостью, по-христиански им помогал.

После прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Отец Михаил был арестован в 1926 году и некоторое время пробыл в тюрьме. В 1931 году священник был выселен из дома вместе с семьей.

В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство имело неофициальный характер и включало в свой состав немногим более двадцати человек, которые молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть средств передавали братству, откуда те жертвовались по мере необходимости нуждающимся — бедным и находящимся в заключении.

Епископ Макарий (Опоцкий)

20 апреля 1933 года были арестованы и заключены в новгородскую тюрьму члены братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города, хотя и не входившие в братство, но знавшие епископа лично — и этого для властей было достаточно. В их числе был арестован и протоиерей Михаил Борисов, ему шел тогда шестьдесят восьмой год.

На допросе 3 мая 1933 года, часть записи которого мы уже приводили в начале статьи, отец Михаил сказал: «Я знаю, что епископ Макарий и мой сын… оказывали материальную помощь семьям невинно пострадавших от советской власти. Я, как благочинный, собирал деньги от приходов и посылал в Ташкент высланному невинно митрополиту Арсению [Стадницкому], и вообще мы материально помогали сосланному духовенству…»

19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к лишению права проживания в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. И он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Во время служения в Угличе священник был награжден очередной наградой — палицей.

Церковь Вознесения в Угличе

Прихожане написали ему относительно этого награждения: «Мы, прихожане святого храма сего, поздравляем Вас с высокой Патриаршей наградой… Палица — это духовный жезл в Ваших руках, охраняющий паству Вашими молитвами и заботами от всякого житейского соблазна.

Господь Бог наш дал нам великую радость видеть Его благоволение к Вашим молитвенным трудам о нас, грешных. Вы неустанно молитесь, большую часть своего времени проводя в молитве дома и в храме, твердо исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа…»

13 ноября 1933 года супруга отца Михаила направила в Новгородское ОГПУ заявление, в котором, в частности, писала: «Так как нам, болезненным старикам, было бы весьма горестно умереть вдали друг от друга, то я покорнейше прошу Новгородское ОГПУ предоставить мужу моему право возвращения на жительство в Новгород…»

Эта просьба супруги священника не была удовлетворена, и протоиерей Михаил был оставлен в Угличе и продолжал служить в Вознесенском храме. Здесь он был захвачен следующей волной гонений на Церковь, стремительно сметавшей всё на своем пути. 28 октября 1937 года отец Михаил был арестован и в тот же день допрошен.

— Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-монархической группы. Признаете ли вы себя в этом виновным? — спросил его следователь.

— Я участником группы не состоял и виновным себя в этом не признаю, — ответил священник.


ГУЛАГ. Безымянные могилы

— Следствие располагает достаточно подтвержденными материалами о вашем участии в контрреволюционной церковно-монархической группе по проведению контрреволюционной террористической деятельности. Предлагаем дать следствию правдивые показания по существу.

— Это я отрицаю и заявляю, что никогда к контрреволюционной церковно-монархической группе не принадлежал и контрреволюционной террористической агитации не вел.

Следствие длилось всего один день, и 30 октября следователь написал обвинительное заключение, в котором говорилось, что, хотя священник «виновным себя не признал, но материалами следствия полностью изобличается в контрреволюционной деятельности».

После этого протоиерей Михаил был отправлен в ярославскую тюрьму ожидать приговор. 5 ноября 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к десяти годам заключения. Из-за старости и немощности власти не стали отправлять священника в дальний концлагерь, куда он, вероятнее всего, не доехал бы, оставив в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Но здесь он прожил недолго. Протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года в ярославской исправительно-трудовой колонии и был погребен в безвестной могиле.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба