Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2013
Часто спрашивают: живущих «гражданским браком» Церковь от себя отлучает?
Отвечаем:
«Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, — один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.
Почему в церкви так много молитв о различных нуждах?
Отвечаем:
Церковь существует уже две тысячи лет. На протяжении всего этого срока верующие люди постоянно стремились освятить молитвой различные дела, события и начинания в своей жизни. Так в Церкви и появились молитвенные чины на освящение колодцев, благословение урожая, на строительство дома, на начало обучения и еще на огромное множество различных важных событий. Все эти молитвы входили в жизнь Церкви не сразу, а постепенно, в соответствии с потребностями людей. За две тысячи лет их накопилось довольно много.
В наши дни Церковь также продолжает создавать новые молитвы в соответствии с новыми нуждами и проблемами современного человека. Так, совсем недавно появилась, например, молитва автомобилиста о сохранении и помощи в пути.
Говорят, чтопсихология и христианство несовместимы.
На самом деле:
Психология — одна из самых молодых наук и находится еще в стадии своего формирования. Поэтому очень трудно говорить о ней как о каком-то едином, цельном явлении, совместимом или не совместимом с христианством. Просто психология изучает жизнь человеческой души научными методами — на то она и наука.
А христианство говорит о душе на основании Божественного откровения, данного нам в Священном Писании и в опыте святых людей, которые сделали исполнение заповедей Евангелия смыслом своей жизни. Но это вовсе не означает, будто психология и христианство обязательно должны противоречить друг другу. Так, один из классиков психологической науки Уильям Джемс, прочитав творения преподобного Исаака Сирина, воскликнул: «Так это же величайший психолог!»
Часто спрашивают: почему мы должны незнакомым людям (священникам) открывать на исповеди свою жизнь и свои падения? Нельзя ли сказать это напрямую Богу?
Отвечаем:
На исповеди мы как раз и каемся в своих грехах напрямую перед Богом. Священник же при этом является не каким-то «посредником» между Богом и кающимся, а всего лишь свидетелем нашего покаяния. Об этом и сам священник каждый раз говорит в молитвенном наставлении перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое. … Вот, и икона Его пред нами, я же только свидетель, да свидетельствую пред Ним все, что ты мне скажешь».