Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2016
Иван Глазунов,
заслуженный художник России
Что стало для Вас открытием номера?
Интервью художника-реставратора Алексея Валерьевича Артемьева (с. 8). Я часто бываю в храме «Больше Вознесение», и, слава Богу, имею какое-то отношение к восстановлению церквей. Мне эта тема очень близка, и было очень интересно прочитать про то, как сложился путь Алексея Валерьевича к вере, и про то, как он отстаивал свои взгляды в советские годы. Этот человек — наш современник, и, мне кажется, о нем важно знать.
Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Мне кажется, что «Фома» актуален целиком и полностью, потому что дает христианский взгляд и на исторические события, и на судьбу наших выдающихся современников, и на произведения искусства, умеет говорить о вечном в контексте современности. Мне, например, было очень приятно, что материал, посвященный церковным таинствам (с. 22), — это не просто справка из православной энциклопедии, а очень живой ответ на реальное письмо читателя, которого волнует этот вопрос сегодня. Мне очень нравится встречать в СМИ такое человеческое отношение.
Чего не хватает в этом номере?
Я не могу сказать, что мне чего-то не хватает. Я рад, что в каждом номере вашего журнала есть материалы, посвященные искусству, нашим современникам или людям из недавнего прошлого, в творчестве которых отразилась их духовная жизнь. Каждая статья «Фомы» меня увлекает и оставляет в душе какой-то след.
Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Сегодня о революции пишут и говорят немного — а тут такая едкая статья Алексея Пищулина «Керенский: куда приводят мечты революционера» (с. 74)! Она, конечно, не могла не зацепить. Скоро будет столетие этой страшной даты, и для меня важно, что вы о ней пишете. Мне кажется, что окончательного ответа на вопрос, как же это все произошло, в наших умах пока нет. О тех событиях, о тех личностях, которые творили нашу историю, надо задумываться больше. Но, как ни банально это звучит, чтобы судить о том, что было, надо владеть информацией. И «Фома» дает нам эту возможность и, на мой взгляд, освещает тему с очень правильного ракурса.
О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?
Наверное, каждому хочется встретить в журнале любимые темы. Мне всегда интересно читать о русских художниках. И даже не о первом ряде самых известных и великих творцов, но о замечательных именах XVIII–XIX веков, которые сегодня оказались в забвении. Очень интересна, например, личность иконописца Шохина из Торопца, от которого остался альбом, где Шохин зарисовывал типажи местных женщин в удивительных нарядах и кокошниках. У нас очень много забытых имен. И мне кажется, что люди, оставившие после себя произведения искусства, ждут, что про них все-таки узнают.