Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2013
Болезнь, несчастный случай — и здоровый ребенок становится инвалидом. Как родителям принять свершившееся и объяснить ребенку происходящее? Рассказывает Екатерина Краснова, педагог-психолог Реабилитационного центра для слепых и слабовидящих (Казань).
Самый первый совет родителям — успокоиться и перестать паниковать. Когда ребенок видит, что родители в смятении, он сам начинает пугаться.
Ребенку нужно рассказывать о его болезни (учитывая, естественно, возраст), объяснять, что с ним происходит, тогда он тоже будет принимать участие в улучшении своего самочувствия, и лечение будет эффективнее.
Для того чтобы самим родителям понять ситуацию, необходимо поговорить с теми мамами и папами, которые столкнулись с подобным. Такое общение очень важно, оно помогает и в бытовом смысле (советы в данном случае бывают полезными) и в психологическом (родители видят, что люди научились жить с похожими проблемами).
Родители, у которых заболел ребенок, могут впасть в две крайности. Первая — начать загружать его учебой, доказывая всем, что он не только не хуже здоровых сверстников, а даже лучше, успешнее. Но для ребенка, тем более ослабленного, это явно не полезно. Вторая крайность — гиперопека. Ребенка начинают баловать, снимать все запреты, делая его безответственным. Нельзя воспитывать в ребенке инвалида. Надо стараться, насколько это возможно, сохранить в нем самостоятельность.
Часто родители полностью отдают все силы на лечение ребенка и забывают, что ему нужны не только медицинские процедуры, но и развитие, общение. И что лепка, рисование и чтение так же важны для маленького человека, как и выписанные врачом лекарства.
Чтобы ребенок понял: с тем, что он, например, теперь не может видеть или ему трудно передвигаться, жизнь не кончается, нужно показать возможности, которые у него есть. Можно объяснить: «Ты не видишь, но зато ты можешь получать информацию о мире через прикосновения, через описания, я тебе буду подробно все рассказывать». Важно дать представление о том, что есть альтернатива. А вот говорить: «Этого ты теперь не можешь», — категорически нельзя.
Надо концентрировать ребенка на хорошем, на успехах. Хвалить, если он сделал что-то, что в его положении сделать непросто. И самим родителям нужно быть уверенными, что если их ребенок захочет — он сможет стать максимально трудоспособным, активным, сумеет получить образование, создать семью и обеспечивать ее. Для этого полезно смотреть на позитивные примеры реальных людей. Вот, например, у человека нет ноги, а он и машину водит, и детей растит, и вообще — обаятельный, веселый человек.
Не стоит ограничивать общение собственного ребенка детьми с подобными проблемами. Сколько существует интернатов для незрячих! И вот их выпускники выходят за стены этих интернатов и обнаруживают — вокруг совсем другие люди! Зрячие ничего не знают про тех, кто не видит, как и наоборот.
Сейчас много говорят об инклюзивном образовании. Я понимаю, что это трудно осуществить, но оно необходимо, нельзя отделять здоровых детей от тех, у которых есть какие-то физические особенности. Да, дети — разные. Они могут и подшутить, и сказать что-нибудь неприятное. Но если у ребенка доверительные отношения с мамой и папой, они смогут ему объяснить, как переживать подобные столкновения. Таким способом встретиться с ними лучше, чем выйти в мир взрослым и совершенно не подготовленным к реальной жизни человеком.
Если у вас не получается найти для ребенка инклюзивный класс, можно самим пытаться создавать ему полноценное общение. Приглашать в гости разных детей и объяснять всем, что все люди — разные. Просвещать нужно и детей, и родителей, и здоровых, и людей с физическими проблемами. Не нужно ждать, что кто-то займется таким просвещением вместо нас.
Фото Владимира Ештокина.