Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2014
НЕВНИМАНИЕ
Ребенком нужно заниматься с ранних лет, чтобы в подростковом возрасте не возникло серьезных проблем. Разумеется, родители не в силах взвалить все его развитие на свои плечи. Однако есть, к примеру, разные кружки, студии, спортивные секции. Да, надо, чтобы родители напрягались, возили туда свое чадо. Но если этим не заниматься, мы рискуем получить в будущем конфликт. Когда ребенок войдет в переходный возраст, он посмотрит на свою семью уже вполне сознательным взглядом и будет бросать много гневных упреков, демонстрировать, что обижен на родителей и видит некоторую их некомпетентность в деле его воспитания.
Гиперопека ничуть не лучше, чем невнимание к ребенку. Как часто я слышу жалобы уже взрослых людей на то, что родители испортили им жизнь, выбрав за них институт, профессию, друзей! В подростковом возрасте ребенок стремится выделиться, стать авторитетным в кругу сверстников, но не знает, как это сделать. И в такие моменты родители, склонные к чрезмерной опеке, находят для него способ самоутверждения, который ребенок с радостью начинает воплощать в жизнь, — например, учебу на отлично. Нет ничего плохого в хорошей учебе, но стремление всегда жить только на пятерку очень пагубно с психологической точки зрения, не говоря уж о том, что построено оно на вскармливании гордыни и тщеславия.
Зачастую родители плохо стараются найти общий язык с ребенком и в результате просто не понимают, что им движет. В подростковом возрасте он уже хочет быть «как взрослый», но подлинной взрослости его не учат. Родители, может, и видят, что он идет не по той дороге, но не говорят с ним спокойно и по-дружески, а начинают по привычке читать мораль. Они взаимодействуют со своим чадом методом запретов и наказаний, а это только еще больше ожесточает. Часто ребенку очень нужна психологическая помощь от самых близких людей, поэтому родители должны научиться говорить с подростками тактично, сочувственно.
Конфликты детей с родителями могут быть и на почве первой любви. Родители говорят: «Рано тебе еще! Какая любовь-морковь?» Они начинают смеяться над этими чувствами, и в результате первые отношения не встречают ни понимания, ни поддержки — лишь осуждение. Подростку нужно помочь пережить первые чувства, чтобы он понял, почему его к этому человеку тянет, хороший ли это человек, или тут какая-то мечта, придуманная личность. Папа в этот момент мог бы сказать: «Ты влюбился? Я очень рад, давай поговорим с тобой об этом. А знаешь, почему я обратил внимание на твою маму, с чего все началось?»
Многие родители забывают, что воспитание — не наказание и поощрение, не контроль. Это создание условий для полноценного развития личности. А у нас оно часто сводится к применению репрессивных мер. Родители ограничивают ребенка в его желаниях и потребностях, а потом сталкиваются с тем, что в подростковом возрасте ребенок уже ничего не хочет! Ничем не интересуется, никуда не стремится, а все время играет в компьютерные игры. И вот человек вырастает. Но есть возраст паспортный, а есть возраст психологический, социальный, духовный — и он часто из-за ошибок родителей «отстает» от паспортного.