Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2019

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

Почему одни и те же святые на разных иконах выглядят по-разному?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Анатолий Влезько

Порой православные иконы удивляют. Мы все хоть раз видели образ Иисуса Христа, написанный непривычно для нашего взгляда. Спаситель с темной кожей и курчавыми волосами; апостол Петр с азиатским разрезом глаз и в кимоно; Богородица в традиционных индейских одеждах. Могут ли такие иконы быть каноничными? Почему разные народы намеренно «искажают» то, как на самом деле выглядели люди, реально существовавшие в истории?

Икона — не просто портрет. Конечно, иконописец воссоздает облик реально жившего человека (или Богочеловека, как Спаситель), переносит на доску или стену храма те его внешние признаки, о которых известно Церкви: каким был Христос в пору Его земного пути; какие традиционные для Иудеи того времени одежды носила Дева Мария; по каким чертам лица и какому телосложению узнавали того или иного апостола со­временники. 

Но иконописец не пишет портрет. Каждая икона — потрясающее сплетение смыслов, символов, «месседжей», которыми мастер стремится поделиться с нами. И главное, икона — это дыхание Святого Духа; в каждом написанном образе — отблеск рая, святости, любви.

Почему одни и те же святые на разных иконах выглядят по-разному?

Получается, икона — не «красивый и правдоподобный портрет», а способ общения человека с Господом. И иконописец, как проводник в таком общении, использует все каноничные художественные средства, чтобы помочь диалогу состояться. Православный эфиоп видит в Спасителе на иконе родные национальные черты. Кореянка, молящаяся перед образом Богородицы о даровании чада, смотрит на ее лик и чувствует, что Дева Мария — своя, близкая, чем-то на нее похожа. Русский молящийся смотрит на святителя Николая с полным ощущением, что перед ним не иностранец, а кто-то, кто мог бы быть епископом в его городе.


Такой «местный колорит» в иконописи можно назвать миссионерским приемом, древним, как сама Церковь. И поэтому мы, молясь перед иконами, созданными в других православных странах, можем сквозь национальные — такие разные и прекрасные — черты видеть Свет и Любовь, у которых нет ни расы, ни племени, которые объединяют всех христиан.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба