Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2021
Индонезия, город Суркарта на острове Ява, начало 2000-х годов. В Свято-Троицком православном храме никого нет — все уже разошлись по домам. Вдруг в храм украдкой пробирается человек. Он подходит к иконостасу и замирает около него. Но только со стороны могло бы показаться, что он бездействует. На самом деле он напрягает все внутренние силы, читает заклинания, сжимает в руках амулеты. Он призывает магические силы, чтобы разрушить иконостас. Неожиданно ноги его подкашиваются, а через мгновение он теряет сознание. И когда он очнется, то все в его жизни начнет меняться. Причем так, как он не мог себе даже представить.
Но дадим слово самому герою — бывшему магу, а ныне православному священнику, настоятелю кафедрального собора святого апостола Фомы в столице Индонезии Джакарте отцу Борису Сэтиавану.
Я родился в 1971 году в Индонезии в городе Нганджук, что на острове Ява. Бамбанг Рахади — такое имя было дано мне при рождении. Моя семья многоконфессиональная, и у нас была свобода выбора убеждений. В нашей семье есть протестанты, католики, индуисты и мусульмане. Два моих младших брата, например, мусульмане. А родители протестанты. Вообще, в Индонезии терпимо относятся ко всем религиям. Если, конечно, религиозные убеждения не вынуждают человека явно противопоставлять себя всем остальным.
Моим главным увлечением был яванский мистицизм — кеджавен, я хорошо его изучил и практиковал ритуалы. Кеджавен — это исконная религия индонезийского острова Ява, синтез индуизма, буддизма, ислама и христианства. Церемонии, обряды, мистическая многочасовая медитация. Я зашел так далеко, что начал чувствовать себя сверхчеловеком и думал, что у меня есть невидимая сила, способная разрушить всё.
Однажды мне сказали, что есть учитель, которого я не смогу победить. Тогда мне было двадцать два года. Учителем оказался православный священник из города Суракарта, который служил в Свято-Троицком храме. Я, можно сказать, получил вызов и захотел узнать, какая же сила у этого человека.
В тот день у меня было очень много энергии. Накануне я совершал ритуалы, готовился к встрече. И был уверен, что должен победить, применив всю свою магическую силу.
Я зашел в храм и увидел того, к кому ехал. Удивительно, я не почувствовал в нем никакой энергии. Вообще ничего не почувствовал: передо мной был совершенно обычный человек, одетый в священническое облачение. Мне даже воевать с ним не хотелось.
Тогда у меня появилось новое ощущение: меня обманули. Священник точно не может быть сильнее меня. Я был настолько зол, что придумал план — разрушить иконостас.
Джакартский кафедральный собор святого апостола Фомы построен в 2004 году. Отец Борис поясняет: «Собор назван в честь апостола Фомы, потому что этого святого мы все здесь любим. Ведь Фома, проповедуя Христа, пошел дальше других учеников и добрался до самой Индии. Мы продолжаем апостольскую миссию в Азии и надеемся на помощь Господа по молитвам этого святого. В Индонезии около 250 миллионов человек, и, если мы сможем распространить Евангелие хотя бы на один процент населения — это будет чудо».
Когда все разошлись, незаметно пробрался в церковь. Почти вплотную подошел к алтарю и принялся за дело — читал заклинания, применял амулеты и направил всю свою силу на то, чтобы полностью уничтожить иконостас. Первая попытка — ничего. Вторая — снова ничего. А после третьей я потерял сознание. Так и лежал на полу несколько часов. А когда пришел в себя, ясно понял: я проиграл.
У приверженцев магизма есть правило: если ты проигрываешь, то должен учиться у тех, кто тебя победил. Такова традиция острова Явы, где я родился. Это неписаный закон.
Честно говоря, еще год я маялся, у меня даже не было постоянного дома. Я жил у друзей и где придётся. Но я проиграл! А значит — должен был учиться у того, кто сильнее меня.
Первое, что я сделал, когда наконец полностью осознал свое поражение — навсегда оставил свои ритуалы. А потом начал ходить на богослужения, слушал проповеди, посещал воскресную школу. Моим учителем был тот самый священник. Но я всё ещё оставался высокомерным и эмоциональным, церковь для меня продолжала быть чуждой. Как и православие, которое я не воспринимал всерьез. Новые правила, казалось, противоречили моей свободе.
Однако со временем внутри меня начал происходить переворот. Я все больше узнавал об Иисусе Христе — и это знание трогало, растапливало мое сердце. А еще я понял, почему иконы — источник моего поражения.
Иконы — это образы. Я тоже икона, каждый человек — образ Бога. Если мы причиняем боль кому-то, то мы причиняем боль Господу. Я почувствовал себя грешным, полностью разрушенным. Ко мне пришло покаяние и желание по-настоящему присоединиться к Церкви. Единственный, кто мог меня тогда спасти, — это Господь Бог.
И вот через год после того, как я осознал свое поражение, меня крестили — с именем Борис. Я убирал храм после богослужений, продолжал учиться в воскресной школе, а еще записывал проповеди настоятеля и потом печатал их на машинке. После крещения моя былая эмоциональность ушла — взамен появилось осознание своей слабости. А на место уныния пришло полное упование на Бога. Вскоре я поехал в Калифорнию, чтобы научиться иконописи в одном из православных монастырей.
Когда обучение в Калифорнии было завершено, я вернулся домой и начал преподавать в воскресной школе. А в 2004 году мне доверили расписать иконостас для будущего храма в городе Джакарте.
История православной общины в Джакарте началась задолго до того, как здесь появилась церковь. Раньше верующие собирались на богослужения в одном из ресторанов города. Встречались мы утром, до его открытия. А потом один из прихожан, индонезиец Давид, предоставил своё собственное помещение для наших собраний и служб — отдельно стоящее здание, в котором прежде был склад для картин и антиквариата.
«По воскресным дням после литургии мы все собираемся на обед с обязательным чаепитием, — рассказывает отец Борис. — Мы ведем беседы на православные темы, я могу рассказать о содержании того или иного праздника, о грядущем посте. Трапеза у нас общая — готовится силами храма и прихожан»
Но вот близилось к завершению строительство нашего православного храма, и я полностью погрузился в работу над иконостасом. Тогда-то меня и попросили стать священником.
Признаюсь, я сильно испугался, так как прошлое не давало мне покоя. Я попросил у Господа дать мне знамение. И однажды, когда расписывал икону с образом Пресвятой Богородицы, я вдруг увидел на ней миро. Не поверив, я протер масло салфеткой... Но на следующий день икона снова замироточила. Это было чудо Божие. И оно развеяло мои сомнения. Вскоре я стал священником. На тот момент мне было 35 лет. Через три года меня назначили настоятелем храма апостола Фомы в Джакарте — того самого, где установили мой иконостас.
Сегодня община храма насчитывает порядка 200 человек. Служба у нас ведется на индонезийском языке, потому что почти все прихожане — индонезийцы. Мы раздаем книжечки с последованием Божественной литургии, и люди активно участвуют в службе. Певчих у нас нет, песнопения произносят прихожане. Возгласы священник говорит как на церковнославянском, так и на индонезийском языках. Во время пасхальной службы тропарь праздника «Христос воскресе из мертвых…» мы читаем и повторяем по три раза на трех языках — индонезийском, греческом и русском.
Индонезийская Православная Церковь находится в юрисдикции Сингапурской епархии Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии (Русская Православная Церковь).
Большинство людей, которые приходят в храм, — это молодежь, а также семьи с детьми. Наш приход растет! Индонезийцы узнают о православии и нашем храме в основном из социальных сетей — на нашей страничке в «Фейсбуке» мы рассказываем о вере, Церкви, православных праздниках и нашей общине. Очень радует, что на Пасху в этом году мы запланировали покрестить 16 человек. Кстати, если кто-то и уходит из нашего прихода, то только из-за переезда в другой город.
Служа и проповедуя в Индонезии, важно помнить, что здесь проживает очень много этнических групп: яванцы, унданцы, малайцы, китайцы, мадурцы, батаки и другие. А это значит, что разные характеры, и к каждому нужен особый подход — мы учитываем это в общении с нашими прихожанами. Например, яванцы очень нежные, а с восточных островов люди более резкие.
Есть здесь и свои особенности, связанные с постами. Во время поста мы едим вегетарианскую пищу — готовим сами или покупаем у индуистов. В Индонезии вегетарианское меню очень разнообразное. Мы любим сыр тофу и темпе — это ферментированная соя. Темпе мы нарезаем небольшими кусочками, жарим, добавляем соевый соус, чеснок и перец чили. Получается вкусно! Темпе — это хорошая основа для многих постных блюд.
Большинство православных индонезийцев проводят пост «по мусульманскому обычаю», то есть воздерживаются от еды с шести утра до шести вечера! Такая привычка, скорее, связана с прежним образом жизни, ведь большая часть населения Индонезии — мусульмане. У меня многие спрашивают, как правильно поститься. Конечно, я объясняю, что православный пост полностью отличается от того, к которому они привыкли до принятия православия.
В свободное от богослужений время я расписываю иконы. Еще я учитель — преподаю в школе математику и английский язык. Стараюсь миссионерствовать по мере сил. В индонезийском обществе ведь очень мало христиан. И если мы, немногие, будем молчать, то шансов услышать о Христе у индонезийцев практически не останется. Вот, например, если человек любит рисовать, то я могу рассказать про иконы, их историю, научить иконописи. Быть может, из хобби вырастет что-то большее. Если хотя бы один человек меня услышит, то эти усилия уже не напрасны.
Подготовила Ева Калашник