Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2021
Воскресенье – выходной, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. Утром этого дня мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.
Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с житием пророка Илии и других святых, поминаемых Церковью в воскресенье 2 августа.
Восьмое воскресенье по Пятидесятнице в этом году приходится на 2 августа — праздник одного из самых почитаемых пророков — Илии. Из Ветхого Завета мы знаем, что за свою пламенную ревность он был взят на Небо живым. Это чудо описал его ученик, пророк Елисей, который видел восхождение Илии на небо в огненной колеснице.
Евангельское чтение воскресного дня больше обычного и состоит из двух отрывков, как и апостольское чтение. Кроме того 2 августа Церковь чтит три иконы Божией Матери и 13 прославленных новомучеников российских, пострадавших в годы гонений начале ХХ века.
Подробнее о пророке Илии читайте в наших материалах:
• Кто есть кто в Библии: пророк Илия
• Почему Бог взял пророка Илию на небеса?
• Пророк Илия уже приходил на землю?
Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елисе́еви благода́ть,/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.
Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.
О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержителе, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к Славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православной вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость, во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Преподобный Авраамий Галичский был учеником преподобного Сергия Радонежского. В 1350 году по благословению преподобного ушел в пустынное место, населенное чудскими племенами. Здесь обрел икону Божией Матери и основал обитель. Всего за 25 лет жизни в Галичской стране он основал четыре монастыря, посвященные Божией Матери.
Краткое житие преподобного Авраамия случайте на радио «Вера»
Он был учителем, но принял монашество в 1627 году. Передача в 1636 году монастыря иезуитам произвела сильное впечатление на святого. Он написал «жалобный лист» к Пресвятой Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых Православию со стороны католиков и униатов. Письмо подписали многие и положили у чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. Через год он отправился собирать милостыню на обновление монастырской церкви и дошел до царя Михаила Феодоровича в Москве. И на сеймы в Варшаву о приезжал не раз - выступал с жалобой на бесправное положение православных в Польше, за что его посадили под стражу, лишили сана — помогло только вмешательство митрополита. В 1648 был ложно обвинен в связях с казаками, после отказа отречься от православной веры подвергнут жестокой казни: следы мучений дали повод предположить, что святой был похоронен заживо.
Краткое житие преподобномученика Афанасия слушайте на радио «Вера»
Выпускник Тобольской Духовной семинарии в 1912 года был рукоположен в сан диакона, а через два дня — в сан священника. С сентября 1913 года и до дня мученической кончины отец Константин служил в селе Егоршинском Ирбитского уезда в церкви во имя Пророка Божия Илии.
Летом 1918 года в районе начался красный террор. Отец Константин мог уехать из села, но он продолжал служить. В селе вспыхнуло восстание против большевиков мобилизованных в Красную армию железнодорожных рабочих и служащих: им не выплатили жалование, не выдали обещанную муку, продовольственный паёк, тем самым обрекая их семьи на голод. «Организаторов восстания» арестовали и расстреляли. Особенно зверски красные расправились с отцом Константином: перед смертью его мучили, кололи штыками, отрубили нос вместе с верхней губой.
Семья Александра Николаевича была большой (7 детей) к 1904 году, когда его в Воронежской епархии рукоположили в сан диакона, а через два года – в сан священника. Но вскоре он взял к себе двух сирот. оставшихся после смерти родителей-крестьян. Семья священника была дружной, дети беззаветно любили отца и мать и были очень послушны. Как-то на пути в Усмань, где его дети учились в гимназии, он стал свидетелем пожара и успел вынести трехлетнюю девочку.
Когда пришли к власти большевики и потребовали от священника отдать свой дом под школу, отец Александр согласился. Так отдал книги и журналы, а затем и домашнюю мебель. Но школа существовала недолго: учителя и учащиеся стали часто болеть и обратились к власти, чтобы закрыть ее, поскольку занятия проходят в доме, отнятом у семьи священника.
В 1918 году власти попытались арестовать священника и убить. Тогда он ушел пешком в Усмань, а оттуда в Воронеж, где получил назначение в храм в селе Липовка, где прослужил два с половиной года. Затем в храме села Мечешка, и до самого ареста, – в Успенской церкви в селе Бутурлиновка, где был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным.
8 апреля 1930 года отец Александр был арестован. На допросах он не призвал себя виновным. Вечером 2 августа ему объявили приговор, затем погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня его расстреляли.
Родился в семье крестьянина Санкт-Петербургской губернии, окончил семь классов Воронежского реального училища. После октябрьского переворота был мобилизован в Красную армию, затем служил в милиции в губернском продовольственном комитете. В разгар гонений на Церковь он был рукоположен в сан священника, служил в храме Алексеевского монастыря и вместе с духовенством монастыря был арестован в начале 1930 года.
Вместе с ним были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Кирилл (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела “дело” и приговорила обвиняемых к расстрелу.
Родился в Санкт-Петербурге в семье сенатора и председателя Российского общества морского права. Дед Ивана был Виленским губернатором. Мать умерла, когда Ивану исполнилось четырнадцать, и ему казалось, что каждый дурной поступок его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением обязательств по отношению к ней. Решение стать священником он принял уже после революции.
Краткое житие священномученика Иоанна слушайте на радио “Вера”
Родился в Рязани в семье священника. В 1916 году Сергей Дмитриевич был рукоположен в сан диакона, в 1920 году - в священника. Отец Сергий убеждал крестьян венчаться и предупреждал, что живущих в браке невенчанными не допустит до причастия. Власти сочли такую деятельность антигосударственной, арестовали и сослали в Воронеж, где в 1928 году снова арестовали. Обвинение в “идейном руководстве епархии” доказано не было, и священника освободили.
В 1930 году отец Сергий был арестован вместе с духовенством и монахами Алексеевского монастыря. Его обвиняли в антисоветской агитации, на допросах он старался никого не называть. Отец Сергий был болен туберкулезом и с трудом переносил заключение. Когда ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, он написал: “Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь...”
Родился в Воронежской губернии в крестьянской семье. Поступил послушником в Алексеевский монастырь в Воронеже, был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. В 1924 году иеромонах Тихон был возведен в сан игумена, а через три года – архимандрита. В 1930 году архимандрит Тихон был арестован вместе с братией Алексеевского монастыря. Виновным в предъявленном обвинении не признал.
Краткое житие святого слушайте на радио «Вера»
Родился в селе Горячкине Московской губернии в семье псаломщика. Окончил Волоколамское духовное училище, Вифанскую духовную семинарию, служил учителем и был регентом соборного хора. С 1910 года служил в Воскресенском храме в Павловском Посаде. В 1921 году он в числе других пяти священников города был арестован сотрудниками ГПУ за то, что во время Великого поста ходил по домам прихожан,но священников наутро освободили. В 1926 году избран председателем церковного совета. Власти в это время запретили украшение храма на Пасху, но один из членов церковного совета нарушил распоряжение властей, за что был арестован отец Алексий, но спустя несколько часов после допроса освобожден.
3 октября 1937 года протоиерей Алексий был арестован, а 28 октября тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Бамлаг, но почти сразу же по прибытии попал в лагерную больницу.
Из лагеря протоиерей Алексий подал жалобу руководству НКВД, в которой писал, что не признает себя виновным и просит пересмотреть дело. Ответа не получил. Он скончался в Тайшетлаге 2 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Родился в семье рыбака-помора в терском селе Чаваньга. В 1913 году он поступил послушником в Трифоно-Печенгский монастырь, служил по призыву, осенью 1919 года вернулся в родную обитель. В 1920 году Печенга и монастырь отошли к Финляндии. В 1939 году был депортирован с братией под Ловозеро на строительство комбината «Аллуайвстрой». В 1940 году, с передачей Печенги Финляндии, братия вернулась в монастырь, но Феодор решил остаться в СССР и 2 июня 1940 года был арестован. 19 августа 1940 года «за шпионаж» был приговорен к восьми годам в Ухто-Ижемский исправительно-трудовом лагере, где умер от истощения (официальный диагноз – «хронический энтерит и язвенный колит»).
Икона «Умиление» явилась преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему по благословению преподобного Сергия Радонежского на Галичское озеро. Около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери. После молитвы он увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет и обнаружил на дереве икону Божией Матери. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и построил на благословенном месте часовню. Галичский князь Димитрий Феодорович обратился к старцу с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Последним из основанных преподобным монастырей был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.
Явилась в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки.
Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября и 2 августа), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону.
В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши.
Написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалакской обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа «Знамения» Пресвятой Богородицы с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской некой благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалакский храм совершалось много чудес.
Абалакский образ схож с Новгородской иконой «Знамение», но на Абалакской иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Образ был помещен в серебряную с позолотой ризу и украшен жемчугом и драгоценными камнями.
С 1665 года был установлен ежегодный крестный ход, когда чудотворная икона при огромном стечении богомольцев переносилась в Тобольск и пребывала там с 8 по 23 июля.
В 1680 году деревянный храм сгорел, но чудотворный образ был спасен. На месте церкви позднее был возведен каменный Знаменский собор, а в 1783 году был основан мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение», который благополучно существовал до начала XX века.
Абалакский образ Божией Матери почитали царственные страстотерпцы, перед ней они молились во время тобольского заключения.
В 1924 году монастырь был закрыт. Лишь в 1989 году обитель с разрушенными храмами была возвращена Церкви. Однако местонахождение подлинной Абалакской иконы Божией Матери неизвестно - в восстанавливаемой обители находится один из списков с первообраза.
Во время богослужения мы благодарим Бога или святых, каемся в грехах или о чем-то просим. Для каждого из этих случаев существуют особые тексты или песнопения. Авторы молитв использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей. У православных молитв есть разные названия: кондак, тропарь, канон и другие. Что они означают вы узнаете в нашем материале «Зачем верующим столько разных молитв?»
Чтобы лучше понимать слова и песнопения во время богослужения, рекомендуем ознакомиться с текстом:
Несколько веков в этот день патриарх, царь и народ шли крестным ходом из Кремля к храму в честь пророка Илии, совершали молебен на Лобном месте. В 2003 году празднование возродилось: офицеры, воины и ветераны Воздушно-десантных войск приходят на улицу Ильинка почтить своего Небесного Покровителя – пророка Илию, день памяти которого совпадает с днем образования ВДВ.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Комментарий священника Павла (Великанова)
Комментарий епископа Феоктиста (Игумнова)
«...А если ты внимателен: то и всякий обыкновенный твой путь из дома во храм Господень совершай по возможности, как деятельное приготовление к общению с Богом. Еще же лучше, да будет и вся жизнь твоя, по примеру Святых, не иное что, как непрерывный крестный, крестом Христовым предваряемый, управляемый и охраняемый, кресту Христову последовательный ход, от плоти к духу, от земли к небу, от мира к Богу. Да будет твоим праздником не только то, чтобы ты был празден от тяжких рабских дел, но то наипаче, чтобы ты был свободен от приятной работы чреву, разсеянию, тщеславию, суетам разнаго рода» - произнес в праздник пророка Илии 190 лет назад святитель Филарет Московский.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!