Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2012

Константин Мацан
Константин Малофеев: Кто будет жить в России через двадцать лет?

Прокомментировать введение с 1 сентября 2012 года во всех государственных школах России нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) мы попросили Константина Малофеева, учредителя православной гимназии св. Василия Великого, члена Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. 

— Когда курс ОРКСЭ преподавался в школах в режиме эксперимента, большинство родителей, по статистике, выбрали для своих детей не «Основы православной культуры», а именно светскую этику. Что Вы об этом думаете?

— Я бы подходил к статистике в отношении «Основ православной культуры» очень осторожно. Я читал три статистических исследования ведущих социологических центров — и все они были очень разными. Комментировать что-либо на основе этой статистики не вижу смысла.

 

— И тем не менее. Можно не обращать внимания на проценты, но самогó вопроса это не снимает: далеко не всех родителей вдохновила перспектива, что их дети будут изучать в школе Православие…

— Да, такую проблему я вижу. Найти несколько тысяч педагогов — историков, географов, преподавателей русского языка, готовых грамотно преподавать ОПК, — крайне сложно. Курсы повышения квалификации в этом смысле дают очень мало. Я убежден, что преподавать «Основы православной культуры» в школе должны священники. До тех пор, пока по этому поводу будет двойственная позиция — предмет есть, но учителями должны быть непременно миряне, — проблема с места не сдвинется. Дело в том, что даже очень хороший преподаватель и человек, прошедший курсы повышения квалификации, иногда знает меньше, чем священник, просто в силу своей деятельности. Неслучайно в школах до революции Закон Божий преподавали именно они — это же очень объемный предмет, требующий колоссальной подготовки преподавателя. Хотя ОПК — это не Закон Божий. Вот когда мы дойдем до того, что ОПК будут преподавать священники в школах, тогда и родители будут не против, а за. Но священников в светских школах пока видеть не желают. Между тем даже по самым «неутешительным» соцопросам более восьмидесяти процентов людей в нашей стране — крещеные. А значит, родители выбирают светскую этику вместо Православия не потому, что в принципе не хотят, чтобы их дети изучали ОПК, а потому что боятся, что о Православии им расскажут не так, как нужно. 

 

— Вы упомянули Закон Божий. Но ведь курс ОРКСЭ изначально — светский. В Церкви неоднократно подчеркивали его культурологический характер.

— Я об этом знаю, мне известна позиция священноначалия. Но я высказываю свою личную точку зрения. Введение ОРКСЭ — это только первый шаг на пути православного возрождения общества. Я считаю, что школе нужен Закон Божий. Понимаю, что общество сейчас к этому, конечно же, не готово, но в эту сторону надо двигаться. Пока ОПК не начнут преподавать священники, мы будем по-прежнему испытывать большие проблемы с христианским воспитанием детей в школах. 

 

— Священники-преподаватели в светских школах — это сейчас нечто фантастическое или все-таки реальное в обозримом будущем?

— Конечно, это сильно зависит от степени воцерковленности общества. Сейчас, когда воцерковленными являются не менее пяти процентов, приход священников в школы будет преждевременным. Но если уровень воцерковленности достигнет, скажем, двадцати процентов, все станет вполне реально. Словом, все зависит от того, насколько семья стремится воспитать своих детей в православной вере. Если такое стремление есть, будет и запрос, в том числе и на качественное религиозное образование в школах. А если у семьи этого нет, то просто так сделать священников преподавателями будет довольно тяжело.

 

— Вы верите, что ситуация в стране будет меняться?

— Верю, но для этого нужно сформулировать государственную политику. Кстати, именно об этом мы недавно говорили на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Если государство не поставит во главу угла семью, а значит — воспитание детей, а значит — воспитание детей в патриотическом духе, то мы так и будем постоянно сталкиваться с одними и теми же трудностями. Они возникают из-за того, что у нас нет комплексного понимания, какого мы хотим воспитать гражданина — кто должен жить в России через двадцать лет? 

Для меня, как для учредителя православной гимназии, это важный вопрос. Мы в гимназии для себя видим идеал того, как школа может воспитать гражданина: Царскосельский лицей. Выпусков, как мы знаем, там было немного. Но посмотрите на выпускников: каждый из них состоялся как человек и много сделал для России. Двух примеров достаточно: солнце русской поэзии Александр Пушкин и канцлер Российской Империи Александр Горчаков. 

 

— Не каждый рождается гением и не каждый может стать великим деятелем истории… 

— Согласен. Но вот быть христианином и патриотом может каждый.



Другие статьи автора: Мацан Константин

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба