Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2013
Что читать в наступившем месяце? В нашей постоянной рубрике мы предлагаем вам очередной книжный обзор от "Фомы".
Саймон Тагуэлл
(Пер. с англ. Н. Л. Трауберг; предисл. свящ. Сергий Круглов)
Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2013. — 128 с.
Нас всех сейчас сильно штормит. На вызовы времени хочется ответить активным противостоянием. Начинаешь кипеть — и вдруг тебе в руки попадает эта книжица. А в ней черным по белому: «Землю наследуют кроткие, беззащитные, неумелые, потому что Божью землю, истинную землю иначе не получишь». И еще: «Христианин обязан учиться искусству слабости, беспомощности, неудачи. Он должен знать, что, когда мы слабы и беззащитны, Бог видит нас, любит, даже хвалит».
Это не значит, что нужно сидеть сложа руки, говорит автор этой книжки Саймон Тагуэлл. Глупо суетиться и гнаться за успехом. Надо делать то, что делаешь, «в Промысле Божьем». Собственно, об этом — Заповеди Блаженства, данные Спасителем в Нагорной проповеди. О них размышляет известный проповедник-доминиканец, сообразуя свои мысли с мировоззрением современного христианина-неофита. Не опускаясь при этом на уровень новоначальных, а подтягивая к высоким истинам без заумных выкладок, но при этом точно, мудро, легко и изящно.
«Размышляя об Евангельских блаженствах, не думайте: „Это — о каких-то неудачниках“. Радуйтесь, если это о вас. Не думайте: „Надо бы им помочь“; помните, что они блаженны».
Наталья Богатырёва
О. Л. Юревич
Москва: ИКТЦ «Лада», 2012. — 108 с., ил.
Название совсем старомодное, что-то вроде «Райский цветник: сборник душеполезного чтения». И вступление-посвящение прекрасному мужу и образцовым дочкам, и семь частей книги (по числу детей автора), названные «цветками», а главки в них — лепестками, — все это настраивает на сладко-сентиментальный лад.
А оказывается — это очень живые размышления и воспоминания умной, вдумчивой и наблюдательной мамы о каждом из ее непохожих друг на друга детей. Она фиксирует смешные мимолетные впечатления: вот четырехлетняя дочка машет детской сумочкой как кадилом и басит: «не упивайтесь вином, в нем же есть блу-у-уд!» Она рассказывает о взрослении детей, о сложном выборе, который им приходится делать, об их победах над собой. Она всегда внимательна к их душевным движениям; недаром и дети в этих рассказах естественно, как дышат, заботятся друг о друге и маме, и умеют уважать чужое пространство.
Это очень нежные, иногда печальные рассказы, в которых смех мешается со слезами: жизнь многодетной матери легкой не бывает. Последние главы — детские молитвы, детские стихи, рассказы, сочинения, выдержки из семейного журнала. Как будто заходишь в гости и несколько дней живешь в семье, где все любят друг друга — и где так различимо присутствие Божье.
Ирина Лукьянова
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь, 2013. — 384 с.
«Размышления над Нагорной проповедью» — это десять бесед-толкований на свод главных христианских заповедей. Они у всех на слуху, известны даже тем, кто ни разу в жизни не открывал Евангелия. Но когда читаешь книгу схиархимандрита Авраама, то эти будто бы простые и давно знакомые истины открываются душе по-новому, становятся ближе и понятнее. Для иллюстрации своих рассуждений отец Авраам привлекает множество примеров, образов и сравнений, порой весьма неожиданных. Вы можете себе представить, чтобы кто-нибудь больше месяца очень строго постился, то есть вообще ничего не ел, исключительно из тщеславия? А оказывается, такое бывает: один американский иллюзионист сорок четыре дня висел над Темзой в стеклянном ящике и все это время пил только воду.
Спектр тем, которые затрагивает автор, несколько шире классического толкования. Чтобы это понять, достаточно просмотреть подглавки в содержании: «Какими ценностями мы живем», «Чему мы можем поучиться у гениальных полководцев», «О белых воронах среди христиан»… Но эти смежные темы не уводят читателя от главного, а, наоборот, помогают глубже проникнуть в суть Христова учения — которое никогда не устаревает. И потому подобные толкования всегда актуальны.
Ирина Свистунова
Михаил Пегов
Художник Владимир Голубев
М.: Издательский дом «Фома», 2013. — 24 с. (Настя и Никита)
С давних времен человек мечтал летать над землей, но лишь в начале прошлого века он смог подняться в небо на самолете. Истории авиации — от первых летательных аппаратов до современных авиалайнеров и орбитальных самолетов — посвящена эта захватывающе интересная книга. В отдельных главах — рассказы о легендарных самолетах, таких, как АНТ-25, на котором Валерий Чкалов в 1937 году перелетел через Северный полюс в Америку, как «летающий танк» Ил-2, как незаметные ночные бомбардировщики У-2, героически воевавшие в Великую Отечественную войну, как похожий на красивую птицу сверхзвуковой пассажирский Ту-144 и сегодняшние стремительные МиГи.
И может случиться, что в будущем юному читателю доведется не просто сесть в пассажирское кресло, а самому взять в руки штурвал или создать неповторимую крылатую машину. Ведь эра авиации продолжается!
Ольга Гурболикова
Александр Дворкин
Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2013. — 795 с.
Новая книга Александра Дворкина «Моя Америка» имеет подзаголовок «Автобиографический роман в двух книгах с прологом и двумя эпилогами». Так оно и есть — перед нами действительно роман, в точном литературоведческом значении этого термина, с разветвленным сюжетом, с разными, но переплетающимися тематическими линиями, с несколькими смысловыми планами. Однако вымысла в книге нет, автор рассказывает реальную историю своей жизни в США.
Попал он туда в 1977 году, в двадцать с небольшим, эмигрировав из СССР в поисках «абсолютной свободы». Сейчас, глядя из 2013 года на известного церковного ученого, публициста и просветителя, профессора и доктора философии, нелегко представить его же в 70-е годы прошлого века, с длинными волосами, в тусовке хиппи. Но все так и было, юный Александр Дворкин хипповал, имел неприятности с милицией, попадал в разные переделки — и в итоге решил начать жизнь с чистой страницы, за рубежом. Так он оказался в Америке, где прожил пятнадцать лет и вернулся в Россию только в конце 1991 года.
А там, в США, с ним случилось самое главное, самое важное, что вообще может случиться с человеком, — он уверовал во Христа, принял православное крещение, и это событие стало поворотным пунктом его жизни. Собственно, потому и роман — в двух книгах. До крещения — и после. А после — это еще и учеба в Свято-Владимирской духовной семинарии, знакомство с такими столпами Православия прошлого века, как отец Иоанн Мейендорф, отец Александр Шмеман, отец Георгий Флоровский, и ученичество у них. Рассказы о них, на мой взгляд, являются смысловым ядром книги.
В книге есть множество, казалось бы, необязательных эпизодов, рассказов о разных американских знакомых автора, но необязательными они выглядят только с точки зрения читателя, привыкшего к стандартному построению романного сюжета. Здесь же эта пестрота, это обилие жизненных историй совершенно необходимы, они не только создают фон для повествования о судьбе главного героя (то есть самого Дворкина), но и имеют самостоятельное значение, в них мы видим, как действует Промысл Божий в современном мире.
Причем все это написано ярким, живым языком, с изрядной долей юмора, что вообще в жанре non-fiction встречается нечасто. Книгу можно открыть на любой странице, взгляд зацепится за что-то — и оторваться будет сложно. Хотя, конечно, лучше читать последовательно, чтобы воспринимать контекст.
И еще добавлю, что свою роль в появлении этой книги сыграл «Фома». Мысль о том, чтобы записать свои воспоминания об Америке, возникла у Александра Леонидовича около десяти лет назад, в ходе сотрудничества с нашим журналом.