Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2014

Толковый словарь: Школа: ученый досуг

Мы привыкли сегодня считать обучение в школе, любые учебные занятия довольно-таки серьезными вещами, даже своего рода тяжелым трудом, которым хочешь не хочешь надо заниматься, чтобы выучиться и, как принято говорить, «стать человеком». Учеба в школе и вузе воспринимаются как необходимая стадия на пути к будущей профессиональной деятельности. Значит, в школе не до шуток и не до отдыха, надо серьезно работать, тем успешнее (= больше зарабатывать денег) ты будешь во взрослой жизни.

Тем удивительнее узнать, что в древнегреческом языке то слово, от которого и произошла наше слово «школа» — ἡ σχολή (sholē) — значило досуг, отдых, свободное времяпровождение, свободу, праздность. Причем греки этот досуг ценили выше, чем труд или работу, необходимые для материального благополучия. Например, великий древнегреческий философ Аристотель писал в своем трактате «Политика», что «вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг (ἡ σχολή), на войну и мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Война существует ради мира, занятия — ради досуга, необходимое и полезное — ради прекрасного».

Эти слова, как опять-таки принято сейчас говорить, могут вызвать «полный разрыв шаблона» у нашего современника. Как досуг, отдых может быть важнее работы? Почему необходимое и полезное существует ради прекрасного? Ведь без первого просто нельзя жить, оно важно само по себе.

Однако дело в том, что в греческом понимании труд, хозяйственно-экономическая деятельность в целом представляли собой занятия, недостойные свободного человека. Этим могут заниматься лишь рабы и ремесленники, которые посвятили свою жизнь удовлетворению низших, материальных потребностей, работе на элементарное выживание. Но это просто биологический круг жизненной необходимости, в которой нет высшего смысла. Вообще и в античности, и в Библии труд связывался скорее с муками и страданием, с бедностью, а не с богатством и достатком. Мы уже писали об этом в нашем Толковом словаре, в статье «Труд: страдание» http://www.foma.ru/trud-stradanie.html. Человек же свободный занимается прекрасными и в то же время невыгодными в экономическом отношении вещами — политикой, литературой, философией, искусством. Однако это то, в чем выражаются и реализуются высшие человеческие способности.

В частности свободное от заботы о материальных потребностях время может предназначаться для ученых занятий и бесед, для школы. Поэтому древнегреческая ἡ σχολή (наша школа) противостоит как физическому труду, так и праздным бессмысленным развлечениям. То есть учиться и познавать мир могут и должны лишь люди, свободные от материальных забот и излишней тревоги о хлебе насущном. Кстати, еще одно значение этого древнегреческого слова — задержка взгляда на чем-либо, пристальное рассматривание. Это можно сравнить, например, с тем, как землепашец, склонив голову, идет за плугом. Так он доходит до края поля, и перед тем как повернуть обратно и снова взяться за плуг, он поднимает глаза вверх и вдруг задерживает их на небе, замирает на месте, завороженный его красотой. Всё, он вдруг стал свободен от повседневных тяжких мыслей и забот, и созерцает мир, изучает его, охваченный удивлением, которое тот же Аристотель в своем трактате «Метафизика» назвал началом философии.

От древнегреческого слова произошло и слово «схоластика» — так называли средневековую европейскую философию, которая подчиняла философствование богословию и соединяла его с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике.

Юрий Пущаев

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба