Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2015

Ирина Лукьянова
Есть ли жизнь после уроков?

Журнал Фома.

Что нужно знать о внешкольном образовании в Москве?

Путеводитель «Фомы»

Поколению нынешних школьников и дошкольников определенно больше повезло, чем их старшим братьям и сестрам в том, что касается умных развлечений и возможностей дополнительного образования. Сейчас их неизмеримо больше, чем пять-семь лет назад, и все время появляются новые идеи и проекты. Посмотрим на возможности поучиться чему-то новому за рамками традиционных кружков, домов творчества и школ искусств.

Научные развлечения для детей обычно появляются в столицах и крупных городах, но постепенно идея распространяется все дальше. Мы посмотрим на возможнос­ти, которые предлагает Москва: здесь больше всего интересных идей, сюда ездят в отпуск и бывают здесь транзитом, так что можно задуматься и спланировать отпуск или выходные дни так, чтобы всем было интересно и никто не ныл. А можно не завидовать москвичам, а самим придумать кружки, каникулярные программы или квесты.

Музеи

Традиционный способ провести время с ребенком — это пойти с ним в музей. Естественно, дети не очень любят долго и молча бродить по залам, дисциплинированно слушая экскурсовода. Поэтому для них делают интерактивные экспозиции, в которых можно нажимать кнопки, крутить ручки, трогать, карабкаться, нюхать, рассматривать под микроскопом… Пионерами в этом деле были Политехнический музей, Дарвиновский, Тимирязевский… Сейчас практически во всех московских музеях есть постоянно действующие детские абонементы и кружки. Например, в Историческом — археологический, традиционной резьбы по дереву, традиционного рукоделия; в Литературном — детская студия по изучению литературы. В Пушкинском — клуб юных искусствоведов, изостудия и несколько кружков для школьников разных классов в соответствии со школьной программой по истории. В Палеонтологическом — палео­кружок. В Политехническом есть целый Университет детей: занятия для тех, кому не хватает школьной программы — встречи с учеными, лекции, мастерские и т. п. В большинстве музеев есть и отдельные мастер-классы и тематические программы, скажем, в Бахрушинском — литературно-музыкальный салон, посвященный дворянс­кому балу: язык веера, танцы, этикет… В музее «Огни Москвы» — изучение свойств света; исторические способы добывать огонь. В Тимирязевском — семейные квесты, прак­тические занятия, демонстрации опытов. В Аптекарском огороде — мастер-класс по хищным растениям (включая кормление их сверчками и прочие ужасы). В Музее кочевых культур можно не только рассматривать изнутри традиционные чумы и вигвамы, осваивать традиционные ремесла, но даже пострелять из настоящего лука.

Несколько особняком стоят интерактивные детские проекты — город мастеров «Мастерславль» и «Кидбург», в которых можно попробовать себя в самых разных профессиях: повара, следователя, археолога, банкира, кассира…

И это только малая часть того, что есть. Надо изучать музейные сайты и помнить, что перед началом учебного года в музеях происходит запись в кружки и продажа абонементов, большинство мастер-классов и некоторые экскурсии требуют предварительной записи.

Библиотеки

В детских библиотеках сейчас тоже можно найти много детских занятий — платных и бесплатных, от курсов английского языка до телестудии и студии японской живописи. Но есть и специфически библиотечные занятия. Родители знают: есть дети, которые не хотят и не любят читать. И родителям читать не будут. В детской библиотеке имени Гайдара можно читать вслух собаке, которую зовут Эста. Эста внимательно слушает, не исправляет, не перебивает — и дети тщательно выбирают книги, читают — и потихоньку втягиваются в это занятие. Некоторые специально приезжают, чтобы почитать собаке.

В Российской государственной детской библиотеке всегда есть чем занять приходящих детей. Этим летом, например, там были циклы занятий, посвященных первобытной культуре, животным, путешествиям, истории, а еще игры и сказки.

Лагеря

Традиционно детские лагеря предлагают отдых и развлечения, часто — спорт и туризм разной степени экстремальнос­ти. В последние два десятилетия большим спросом пользовались языковые лагеря. Примета последних лет — «умные» лагеря: биологические, физические, математические, лингвистические, по робототехнике и программированию. Некоторые работают за границей, другие, наоборот, стремятся в российскую глубинку. Все делают ставку на общение детей со взрослыми, которые увлечены своим делом и могут увлечь детей.

Все более популярными становятся семейные лагеря: замечательный вариант для младших детей, которых рано отправлять в самостоятельную поездку, и для родителей, которые и так за год соскучились по детям и хотели бы провести отпуск с ними рядом. Семейные лагеря часто объединяют взрослых с одинаковыми взглядами на мир — так, например, есть экологические лагеря, есть лагеря, основанные на принципах вальдорфской педагогики. Есть православные, включающие паломнические поездки.

Летние школы

Летние школы — для детей старших и мотивированных. Особенно известны математические летние школы («Алые паруса», «Берендеевы поляны»). Существуют экологические школы. В последние годы большую популярность набрала Летняя школа «Русского репортера», среди профилей которой есть не только традиционные школьные предметы, но и философия, медицина, документальное кино и журналистика.

У «Умной Москвы» есть городской лагерь с недельными сменами по трем направлениям: биология, медицина и физика-химия; до обеда научные исследования, после обеда экскурсии.
Проект «Робототехника» на ВДНХ проводит роболагерь, робошколу и отдельные мастер-классы, посвященные роботам.

Экскурсии

Экскурсий в Москве несметное множество — и для взрослых, и для детей, и семей. Есть экскурсоводы-звезды, к которым записываются лично. Экскурсии могут быть исторические (от древней белокаменной Москвы до советской), искусствоведческие (усадьбы, модерн, авангард, сталинские высотки), литературные (Москва пушкинская, чеховская, цветаевская, булгаковская; Москва Маяковского или шестидесятников — на выбор), ботанические (Ботанический сад МГУ и Аптекарский огород), экологические (например, научное сообщество «Наука и люди» знакомит с московскими птицами, насекомыми, растениями). Экскурсии по паркам, экскурсии по подземельям. Есть даже экскурсии для взрослых и детей по местам, связанным со сталинскими репрессиями.
Проект «Москва глазами инженера» рассказывает о лучших достижениях инженерной мысли: экскурсии по ВДНХ, вокзалам, железным дорогам, знакомство с башнями и небоскребами. Кстати, этот проект проводит пятидневный лагерь для будущих инженеров: дети учатся понимать все стадии строительства, от теории до сборки, смотрят, как работают архитектурные бюро и реальное производство, делают собственные инженерные проекты.

Детское экскурсионное бюро «Скороходы» проводит интерактивные экскурсии (в том числе в музеях — не просто унылое блуждание по залам Пушкинского музея, а разгадывание «Загадки египетского сфинкса» с двумя уровнями сложности), квесты, велоквесты и интерактивные занятия для школ (скажем, «средневековая школа» включает в себя знакомство с древним русским алфавитом, буквенными обозначениями цифр; дети пишут на вощеных досках и узнают, зачем в школе лучина, розги — и кого и зачем ставили на горох).

Квесты

Сравнительно новый, но уже очень популярный способ провести время с пользой и удовольствием — это квесты: дети с родителями или сами по себе вместе где-то ходят (по музею, по парку, по городу, по конкретному месту), выполняют задания, разгадывают тайны и секреты, ищут выход, или сокровище, или отгадку, или преступника, или потерявшегося шпиона — а заодно что-то узнают об устройстве мира, города или человеческой души. Если набрать в поисковике «квесты» — высыпется множество ссылок, так что даже трудно выбрать. Квесты в музеях и картинных галереях, кулинарные квесты, исторические, детективные, фантастические — выбрать трудно. Кстати, это хорошая альтернатива традиционному дню рождения в кафе с аниматорами.

Спортивное ориентирование

Московская городская станция юных туристов проводит для школьников соревнования по интернет-активному ориентированию «Инакор»: надо зарегистрироваться, получить на свой компьютер карты — и отправляться в парк, где искать по картам контроль­ные точки.

Школы юных

Вузы, заинтересованные в хороших абитуриентах, организуют и каникулярные летние-зимние-осенние школы для старшеклассников, и круглогодично работающие «школы юных». Хорошо известны школы юного психолога, журналиста, химика и проч. в МГУ. В этом году начала работу интересная школа юного филолога в Высшей школе экономики. При Британской высшей школе дизайна открывается двухгодичная ArtsCool для школьников 12-14 лет и прошла первая летняя школа ArtsCool для старшеклассников.

Онлайновые курсы

Тем, кто живет далеко от столицы, компьютер дает возможность учиться дома, причем не только по школьной программе. Онлайн-обучение переживает настоящий бум. Тысячи взрослых проходят онлайновые курсы и получают сертификаты, а то и дипломы лучших мировых вузов, не отходя от своего компьютера. Любознательные подростки уже открыли для себя возможности международного проекта Coursera, который предлагает на выбор множество курсов из вузов всего мира, в том числе и на русском языке. Проект «Универсариум» работает на русском языке и предлагает курсы отечественных вузов — причем среди них есть семейные и детские. Курсы для школьников (в основном связанные с информационными технологиями) есть у национального открытого университета «Интуит». Старшие школьники, интересующиеся гуманитарными науками, могут найти множество интересных курсов в проекте «Арзамас».
Проект «Далекая радуга» проводит дистанционные курсы дополнительного образования для детей от семи лет (в их числе — астрономия, занимательная математика, «Мир вокруг нас»).
И все это — лишь малая часть занятий, доступных интересующимся детям и их семьям. Было бы желание.



Другие статьи автора: Лукьянова Ирина

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба