Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2016

Эпилог
Просмотров: 424

Журнал Фома.

Елена Чернышева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

Что стало для Вас открытием номера?

Материал, который открывает и сам журнал. Это интервью с Евгением Водолазкиным (с. 8) о его новом романе. Мне, как филологу, было интересно, как биографические факты, семейные предания, отечественная история, литературные первоисточники воплощаются в эстетической реальности «Авиатора»; как писатель на неочевидном глубинном уровне сопрягает творческую работу и работу духовную, свидетельство тому — размышления о прощении, соблазнах самообмана, христианском принятии несправедливого наказания. Не случайно разговор выходит на особо почитаемых на Руси страстотерпцев Бориса и Глеба. В то же время здесь предложен опыт религиозно- нравственного размышления над «бескорыстным стукачеством». Писатель словно расширяет психологический рисунок «подпольного человека», открытого, как известно, в литературе Ф. М. Достоевским. Не случайны в интервью отсылки к нему в иных контекстах.

Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?

Свобода выбора в обстоятельствах, казалось бы, абсолютной несвободы — вечный вопрос, безусловно актуальный и поднятый не только в интервью Евгения Водолазкина, но и в материале «Святые в тюрьме и изгнании» (с. 68)и статье игумена Дамаскина (Орловского) о священномученике Григории Аверине (с. 44), погибшем в сталинских застенках. Упование на возможность спастись через мученичество способствовало противостоянию тоталитаризму. Нам так важно помнить об этих высоких примерах!

Чего не хватает в этом номере?

Выпуск журнала чрезвычайно цельный, он словно настроен на тонкие материи самодвижения человека по пути веры в промыслительном русле. Пожалуй, можно было осветить в этом ключе столь важные вопросы взаимоотношения российских христиан с приверженцами иных религиозных учений. Причем обсуждение могло бы касаться не столько теоретических, сколько нравственно-поведенческих, психологических аспектов. Ведь веротерпимость и взаимоуважение людей разных религий и конфессий — не только то, что находится «в активе» современной России, но и то, что необходимо постоянно культивировать, над чем нужно всем вместе работать.

Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?

Истории бывших подростков (с. 24) — юных христиан, оказавшихся в среде неверующих. Сложная проблема несовпадения ценностных векторов, духовного разлада в среде ровесников, способная породить тяжелые конфликты, получила в рефлексии молодых людей глубокое и разное освещение: от философско- психологического осмысления инаковости до детальных советов поведенческого характера. Я как преподаватель начинала свой профессиональный путь еще в советской школе и хорошо помню такого рода ситуации. Порой в качестве учителя была вовлечена в них сама и, увы, не всегда находила адекватное решение проблем. Замечательно, что этот материал получает своеобразное развитие и в разделе «Вера» — в беседе о роли духовников с протоиереем Владимиром Волгиным (с. 30). Эта публикация, как и ответ Александра Ткаченко на письмо в редакцию о борьбе с грехом (с. 50), порождает композиционно-смысловую «рифму», которая, очевидно, призвана помочь читателю в его духовном пути.

О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?

Хотелось бы видеть материалы об истории дальневосточных епархий. Мой интерес не только общекультурный, он еще и личного свойства. Я выросла в Благовещенске — центре Амурской области. На Дальнем Востоке, как мне кажется, в силу исторических обстоятельств вера до поры до времени не была важной жизненной доминантой. К тому же в первые послереволюционные десятилетия были уничтожены десятки церквей; долгие годы в Благовещенске православным были открыты двери единственной сохранившейся церкви, представьте себе, строившейся как католический храм. К этим страницам истории причастны с разных сторон (в том числе страшных, трагических) мои предки. Материалы о церковном строительстве — в самом широком смысле этих слов — на дальних рубежах России были бы интересны и полезны как еще один интеллектуальный фактор, объединяющий необъятную Россию. ф.

Архив журнала
ф№8, 2019№7, 2019№6, 2019№3, 2019№4, 2019№5, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба