Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2017

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

В чем главные особенности палехского иконного письма?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

 

Анатолий Влезько

Палехские иконы отличаются сложной композицией и особой техникой создания изображения. Мелкие детали сперва рисовались на бумаге, а потом продавливались специальной острой и тонкой иголкой. По этому рисунку затем шла роспись красками.

На палехских иконах также поражает обилие деталей. Здесь можно встретить горки, разнообразные деревья, фантастические кустарники, причудливые палаты, радужные сияния, ладьи, животных, птиц. Одежды святых расписывались специальными мелкими складками — козелками.

Самостоятельный палехский стиль иконописания сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ, а также живописи Поволжья второй половины XVII века.

Фото Владимира Ештокина.

 

 

Почему надписи даже на современных иконах такие непонятные?

 

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

 

Книге Бытие сказано, что Господь творил, а у человека была задача называть: …и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. Изображение становится тем, чем человек его мыслит, когда он его называет. Священник Павел Флоренский называл надпись на иконе ее душой, вот как она важна.

Образ пишется в определенном стиле, где шрифт — часть этого стиля. Иконы в XIX веке подписывали с использованием шрифтов и орфографии того времени, они близки к нам. Скорее всего, вы легко прочитаете название образа. А иконы в стиле XIV–XV веков подписывали шрифтами той эпохи и в той орфографии, которая была принята до XVIII века.

Мы берём старинные иконы за образцы и подписываем так, как будет стилистически верно. Поскольку на образах бывают большие утраты, мы обращаемся к специалистам по церковнославянскому языку или пользуемся устоявшимися в XX веке орфо­графическими схемами подписания канонических икон. В иконографии сложилась система сокращений, когда пишутся только начальные и конечные буквы. Есть слова, которые сокращаются в обязательном порядке, например, Господь — , Богородица — Это традиция, которую не следует нарушать.
Есть проблема, схожая с  вопросом о языке богослужения: с одной стороны, многие жалуются, что ничего не понятно, и хотят слышать современный русский язык. С другой стороны, члены Церкви ратуют за сохранение церковнославянского языка.

Продолжим аналогию. В богослужении есть интонация. Важно не просто произносить слова, но сказать или спеть красиво. Церковнославянский язык несет эстетическую функцию: слово благозвучно. Так же и в надписях на иконах: буква — графический символ — подчиняется художественным принципам. Шрифт воспринимается иконописцем как некий орнамент, который должен иметь ритмическую красоту.

Подписывая иконы, мы стараемся найти компромисс между красотой, орфографической правильностью и понятностью надписи.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба