Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2020

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

Что такое строгановское письмо?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:

Почти у каждой иконы есть заказчик, но только одна семья меценатов дала свое имя целому направлению в русском искусстве. Это династия купцов и промышленников Строгановых. Начиная с XVI века, «именитые люди» Строгановы уверенно осваивали прикамские, пермские земли, строили храмы и заказывали иконы. В первую очередь для церквей северных вотчинных земель: Сольвычегодска, Великого Устюга, Перми.

«Моление о народе, с ростовскими святыми» (на первом плане — ростовские епископы Леонтий, Исайя и Игнатий; на втором — епископ Иаков, Пётр Ордынский царевич, Исидор Блаженный, преподобный Авраамий)

Строгановы открывали свои мастерские — иконописные «горницы». Художники подписывали иконы, и теперь мы знаем имена многих мастеров. Например, вот так подписана икона св. Максима Исповедника: «По повелению Максима Яковлевича Строганова, писмо человека ево Истомы Гордеева».

Икона святого Максима Исповедника с клеймами

Так как владения Строгановых занимали чуть ли не треть государства, а заказы выполняли разные художники, то письмо отличается. И всё же все эти иконы объединяют общие черты. Это и виртуозность письма, и свежесть красок, но самое главное — глубина богословского толкования, отношение к иконе как к художественному размышлению о Божественном домостроении.

Святая Троица в бытии, 1580-е годы, Сольвычегодский историко-художественный музей

Мастера обращались к редким сюжетам, например, «Троица в Бытии» или литургическая композиция «Иже херувимы». Часто повторяются образы «Софии Премудрости Божией», «Богоматери Горы Нерукосечной», «Богоматери на престоле».

Сотворение мира с избранными святыми. (И почи Бог в день седьмый). Конец XVI - начало XVII века

Строгановские иконописцы создали прекрасные житийные многоклеймовые иконы. Они подробно повествуют о святых первых веков христианства: Максиме Исповеднике, великомученике Никите — небесных покровителях членов купеческой семьи.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба