Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2020
Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»:
Почти у каждой иконы есть заказчик, но только одна семья меценатов дала свое имя целому направлению в русском искусстве. Это династия купцов и промышленников Строгановых. Начиная с XVI века, «именитые люди» Строгановы уверенно осваивали прикамские, пермские земли, строили храмы и заказывали иконы. В первую очередь для церквей северных вотчинных земель: Сольвычегодска, Великого Устюга, Перми.
Строгановы открывали свои мастерские — иконописные «горницы». Художники подписывали иконы, и теперь мы знаем имена многих мастеров. Например, вот так подписана икона св. Максима Исповедника: «По повелению Максима Яковлевича Строганова, писмо человека ево Истомы Гордеева».
Так как владения Строгановых занимали чуть ли не треть государства, а заказы выполняли разные художники, то письмо отличается. И всё же все эти иконы объединяют общие черты. Это и виртуозность письма, и свежесть красок, но самое главное — глубина богословского толкования, отношение к иконе как к художественному размышлению о Божественном домостроении.
Мастера обращались к редким сюжетам, например, «Троица в Бытии» или литургическая композиция «Иже херувимы». Часто повторяются образы «Софии Премудрости Божией», «Богоматери Горы Нерукосечной», «Богоматери на престоле».
Строгановские иконописцы создали прекрасные житийные многоклеймовые иконы. Они подробно повествуют о святых первых веков христианства: Максиме Исповеднике, великомученике Никите — небесных покровителях членов купеческой семьи.