Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2021

Владимир Легойда
Христианство — это про вину?

Журнал Фома.

«Церковь навязывает людям чувство вины» — что можно ответить на этот упрек?

«Церковь навязывает людям чувство вины» — что можно ответить на этот упрек?

«В место того чтобы давать людям свободу, вы навязываете им чувство вины». Такой упрек нередко можно услышать в адрес Церкви от ее критиков. Что на это можно ответить?

Как-то польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси в интервью нашему журналу сказал: «Грех и чувство вины — это важный элемент освобождения человека: без осознания своей греховности человек не может быть по-настоящему свободным». Действительно, в светском мире свобода часто понимается лишь как свобода выбора: я волен выбирать профессию, жену, в какой институт поступать, какую книжку читать и читать ли вообще, курить или не курить. Христианство же говорит о более фундаментальной свободе — о свободе от зла и греха. При этом у него нет цели навязать человеку чувство греховности или вины, оно лишь предельно реалистично констатирует: настоящая причина несвободы не вне, а внутри нас. Чувство вины потому так и важно в христианском мироощущении, что оно, как компас, указывает на этот внутренний сбой, закрывающий нам доступ ко всему подлинному — от свободы до счастья.

Человек находится в падшем состоянии, и вселенская трагедия, описанная в книге Бытие, — не история жизни одного семейства. Это рассказ о перемене отношений между Богом и человечеством, хоть оно тогда и состояло всего лишь из Адама и жены. Эта катастрофа, следствием которой стала невозможность людей далее пребывать в единстве с Богом, и родила в нас чувство вины и тоску по потерянному раю, из которых в значительной степени выросла вся наша культура.

Некоторые ученые разделяют культуру вины и культуру стыда. Яркий пример культуры стыда — это Греция периода архаики, хотя в каком-то смысле и классического периода тоже: для человека этой культуры важным является мнение общества, и он из стыда перед ним совершает или не совершает какие-то поступки. А вот христианство — пример культуры вины, когда камертоном, определяющим, что правильно, а что неправильно, является твое внутреннее чувство. Мы называем его совестью. Это голос Бога в человеке, позволяющий нам вслед за апостолом Павлом говорить: для меня очень мало значит, как судят обо мне другие люди, я и сам себя не сужу, ибо мне судья — Христос (1 Кор 4:3–4). Но именно понимание того, что Судья — Христос, рождает чувство вины, а оно, как ни парадоксально, позволяет освободиться. Потому что, если не чувствуешь вины, не понимаешь, от чего и для чего тебе освобождаться.

Употребляя термин «культура вины» по отношению к христианству, не стоит думать, что вина — это и есть содержание веры христиан. Нет, как раз через осознание вины и борьбу с последствиями эдемской катастрофы в себе самом христианин призван выйти к радости, ощущению полноты и свободы бытия. Иначе получится как у Льва Толстого, который переиначил Евангелие, и там у него много всего про вину людей перед «замечательным человеком», который учил добру и любви, но практически нет ничего про изменение, про спасение, про радость.

В Нагорной проповеди Христос дает нам заповеди блаженства. И мне кажется важным напомнить, что один из вариантов перевода евангельского слова «блаженны» на русский язык — «счастливы». Бог заповедует нам стать счастливыми, а значит, и по-настоящему свободными. Христианство — не про вину. Оно — про воскресение и радость жизни с Богом.



Другие статьи автора: Легойда Владимир

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба