Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » ф№9, 2021

Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Священномученик Василий (Сокольский)

Журнал Фома.

Задолго до наступления эпохи исповедничества протоиерей Василий писал: «Плодом добровольного несения креста является обещанный Христом Спасителем покой духа (Мф 11:29). Ясно всматриваясь в надзвездный мир и чувствуя сердцем свою связь с Господом Иисусом, носитель креста Христова не только не боится страданий, но даже радуется им, видя в них знамение благоволения Божия, залог вечного воздаяния и вожделенное уподобление Самому Господу Иисусу пострадавшему. Христианские мученики чувствовали себя счастливыми и блаженными даже в тот самый момент, когда они стояли лицом к лицу перед страшной смертью и перед открытой пастью разъяренных зверей. У них была только одна мысль — достигнуть Христа».

Через несколько лет отцу Василию и самому предстояло разделить подвиг христианских мучеников...

***

Священномученик Василий родился в 1878 го­ду в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии в семье священника Петра Сокольского. В 1898 году Василий окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1902 году — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 11 августа 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев) рукоположил его во священника к Андреевской церкви Казанского учительского института.

«Единственное с чем я не согласен — с отрицанием бытия Бога», — священномученик Василий (Сокольский)Протоиерей Василий Сокольский. Петроград. Тюрьма ОГПУ, 1923 г.

В Казани отец Василий деятельно включился в работу религиозно-философского кружка, организованного по инициативе архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина), который считал, что для пастырей недостаточно служения в храме, что действительность ставит перед ними вопросы, на которые рано или поздно потребуются ответы.

15 сентября 1910 года Святейший Синод назначил отца Василия преподавателем Священного Писания в Астраханскую духовную семинарию. И здесь не только преподаватели и учащиеся семинарии, но и астраханское общество увидело его как прекрасного проповедника, способного пробудить от спячки самосознание человека. В своих проповедях и поучениях священник затрагивал животрепещущие, волнующие общество вопросы и, привлекая данные современной науки, всегда стремился найти их разрешение в свете Евангелия. В семинарии он был инициатором и руководителем диспутов, на которых раскрывался и уяснялся идеал христианского пастыря, что было особенно актуально в эпоху религиозного и нравственного шатания, когда многие умы оказались плененными духом материализма и меркантилизма.

20 ноября 1913 года отец Василий был назначен ректором Черниговской духовной семинарии и возведен в сан протоиерея. Став руководителем учебного заведения, он сразу же поставил перед учащимися задачу получения ими не только теоретических знаний, но еще при обучении в семинарии приобретения и опыта практического.

После Февральской революции новые граж­данские власти Чернигова потребовали увольнения священника Василия Сокольского с должности и удаления его из епархии. В 1917 году он переехал в Петроград и был назначен настоятелем собора Владимирской иконы Божией Матери в городе Кронштадте. Закончилась многовековая история Российской империи с ее достоинствами и недостатками, предстояло искать пути к церковному созиданию в новой политической реальности.

Все проявления религиозной жизни тогда указывали на духовный кризис, состояние если не предсмертное, то очень близкое к нему. Отец Василий писал: «Как часто в самых животрепещущих случаях народной жизни на вопрос прихожан, как бы можно было церковно отозваться на эти случаи, батюшка в полном недоумении и растерянности отвечает: „Не знаю, распоряжения никакого не поступало еще“. Распоряжение с течением времени придет, конечно, но жизненный интерес к событию, на которое предположено было отозваться религиозно, уже иссяк, непосредственный религиозный порыв ослабел и религиозное „действо“, совершаемое по предписанию, получает характер мертворожденного, искусственно устроенного проявления религиозности.

В религиозной романтике, в религиозном эстетизме Церковь обнаруживала подчас много силы, но к религиозному реализму она была почти неспособна, словно параличный больной. Способность религиозно реагировать на реальные факты и события настоящего в ней постепенно отмирала и атрофировалась. И казалось со стороны, что в лице Церкви мы имеем не живую религиозную организацию, а какой-то археологический остаток старины, уже потерявший живые нити соприкосновения с настоящим, но еще тщательно сохраняемый и оберегаемый во всей своей неприкосновенности.

Разумеется, нет и нужды разъяснять, что это религиозное бессилие и явилось естественным результатом порабощения Церкви государству и что ссылка в оправдание господствующего направления религиозной жизни на евангельские слова о Царстве Христовом не от мира сего является только грубым софизмом, в котором различие двух направлений жизни: нерелигиозного („мир сей“) и религиозного („Царство Мое“) подменяется произвольным допущением, что мир и жизнь принципиально враждебны религии и что религия может осуществляться только вне мира вообще.

Важно, однако же, отметить, что в процессе такого разобщения религиозности с миром не только увядала, делаясь безжизненной, религия, но и сама жизнь вырастала и развивалась, не имея на себе, по крайней мере снаружи, печати религиозности. Она выросла как „безрелигиозная“, развивалась в противовес религии, вопреки ей. Лучшие плоды этой жизни — культура, наука, общественно-политическая жизнь — вырастали, не согретые или только косвенно освещенные светом и теплом религиозности, искусственно задержанной в своем развитии. Отсюда их уродливые формы, с которыми неправильно направленная религиозность пытается бороться, забывая, что ей следует только осветить их своим живительным светом, снизойти в это царство мира, которого она доселе чуждалась и которое именно поэтому и стало безрелигиозным, в свою очередь лишив религию жизненности».

14 мая 1922 года протоиерей Василий был назначен служить в Благовещенскую церковь на Васильевском острове в Петрограде. Оказавшись лицом к лицу с гонителями, когда все государственные подпорки, от которых было больше вреда, нежели пользы, разрушились, отец Василий встал на путь, которого только и желали его душа и сердце, — быть со Христом в Его Церкви, и если пришло время гонений, то значит, быть исповедником, путь, на который уже вступали многие из его собратьев — мучениколюбец и подражатель подвигу древних митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и его сотрудники.

После создания обновленцами Высшего церковного управления представитель обновленцев, протоиерей Александр Введенский, отправился к митрополиту с требованием передать ВЦУ церковную власть в Петрограде. Митрополит Вениамин отказал протоиерею Александру, а его требование квалифицировал как раскол, и 28 мая 1922 года запретил его в священнослужении вместе с петроградскими священниками — Владимиром Красницким и Евгением Белковым.

31 мая ОГПУ заключило Патриарха Тихона под домашний арест. На следующий день, 1 июня, был арестован митрополит Вениамин. ОГПУ приступило к разгрому иерархии Русской Православной Церкви с помощью созданных им самим обновленцев. 9 февраля уполномоченный 1 отделения секретного Петроградского городского отдела ОГПУ И. Коршунов выписал постановление на арест протоиерея Василия Сокольского.

Допросив его на следующий день, следователь написал, что священник обвиняется в том, что «вел среди верующих антисоветскую агитацию и позволял устраивать у себя в квартире епископу Ярушевичу неразрешенные собрания, целью которых было помочь международной буржуазии в борьбе с советской властью».

30 марта 1923 года внесудебный по существу орган советской власти — Комиссия НКВД по административным высылкам постановила сослать протоиерея Василия в Тюмень. Отбывать ссылку он был отправлен в город Березов Тобольского округа. В 1929 году священник был вновь арестован по обвинению в сопротивлении обновленцам и приговорен к трем годам ссылки. На этот раз он был сослан в село Чекуево Архангельской области. В ссылке отец Василий почти потерял зрение. По ее окончании в 1932 году он поселился в Петрограде и стал служить в храме апостола Матфия. В том же году этот храм был закрыт, и протоиерей Василий перешел служить в храм Ватопедской (Афонской) иконы Божией Матери, находившийся в упраздненном властями Новодевичьем монастыре.

«Единственное с чем я не согласен — с отрицанием бытия Бога», — священномученик Василий (Сокольский)Переделанная в Дом культуры Сретенская церковь села Чекуева Архангельской области. В село Чекуево отец Василий был сослан в 1929 году по обвинению в сопротивлении обновленцам. Это была уже вторая его ссылка. В Чекуеве отец Василий провел три года и почти полностью ослеп.

7 марта 1935 года отец Василий снова был арестован. В заключении он показал себя самоотверженным и мужественным исповедником Христовым, сохранившим благодушие во время самых тяжких испытаний, спокойным и благоразумным в ответах.

После ареста тюремный врач констатировал у него почти полную потерю зрения на оба глаза и сделал заключение, что к труду священник не годен, однако «следовать этапом может, но не пешком».

На следующий день следователь НКВД Арзамасцев допросил отца Василия.

— Скажите, к какому церковному течению вы принадлежите? — спросил он.

— К Московской патриархии, возглавляемой митрополитом Сергием, — ответил священник.

— Скажите о вашем круге знакомых.

— Слишком ограниченный, только свое духовенство Новодевичьего монастыря.

— Скажите, как часто вы собираетесь вместе и где?

— Собираемся только на кладбище и в церкви во время службы и при исполнении церковных обязанностей.

— Каковы ваши политические убеждения?

— Я беспартийный и в политические дела по своему убеждению не могу вмешиваться, единственно, с чем я не согласен, это с отрицанием коммунистами бытия Бога, бессмертия души и нравственной ответственности за гробом, что я, как и прочие священники, не скрываю от лиц, обращающихся ко мне за разрешением этих вопросов.

В тот же день следователь, ведший дело отца Василия, написал: «Является социально опасным элементом и ведет антисоветскую агитацию. Сторонник тихоновщины, имеет связь исключительно с духовенством как с работающим с ним в одной церкви, так и в других».

9 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило протоиерея Василия к пяти годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в город Атбасар Северо-Казахстанской области.

Летом 1937 года в стране начались массовые аресты, и 8 августа протоиерей Василий снова был арестован. Его обвинили «в проведении среди населения контрреволюционной агитации пораженческо-клеветнического характера и в непрекращении выполнения религиозных обрядов». 13 августа отец Василий был допрошен. На вопросы следователя он ответил четко и ясно: «Никакой контрреволюционной деятельности я не вел и не занимался. Поставленные вопросы признаю ложью. Показывать отказываюсь. Больше по существу дела показать ничего не могу».

5 сентября 1937 года тройка УНКВД по Северо-Казахстанской области приговорила протоиерея Василия Сокольского к расстрелу, он был расстрелян 10 сентября и погребен в безвестной могиле.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021ф№10, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба