Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2008

ЛИЦО С ОБЛОЖКИ, или Еще раз о глянце и гламуре
Просмотров: 2088

ЛИЦО С ОБЛОЖКИ, В последнее время в дискуссии, которую условно можно назвать «новое лицо православных СМИ», все чаще звучит тема глянца и гламура. Не буду определять термины содержательно: на уровне бытовых обсуждений все и так понимают, о чем идет речь.

И глянец, и гламур характеризуются прежде всего сознательно поверхностной подачей материалов и основной установкой на развлечение читателя. «Фома» такого никогда не делал и делать не намерен. Мы всегда старались писать в рамках того подхода к жизни, который сформулировал Блаженный Августин, заявив, что лишь две вещи достойны познания: Бог и душа.
Другое дело, что, как точно заметил в свое время Сергей Довлатов, любая литературная материя состоит из того, что автор, во-первых, хотел сказать, во-вторых, сумел сказать, и, в-третьих, говорить не хотел, но само «сказалось», точнее, помимо воли автора «прочиталось» глазами читателя. Ничего не поделаешь: читатель — это хозяин любого текста, который, как известно, всегда существует лишь в интерпретации. По этой, третьей, причине, мы и не любим спорить с теми, кто говорит: «Вот, вы написали, что…» Ну, что говорить, что не писали, если так прочиталось? Хозяин — барин…
Где-то в интернете сейчас ведут разговор о том, должен ли миссионерский журнал лишь подводить к Церкви или делать что-то большее? А мне, честно говоря, непонятна сама дискуссия. Мы же не спорим о том, должен ли автомобиль только перевозить людей или еще немного стирать и гладить? Журнал а) должен оставаться журналом и б) делать его нужно профессионально и красиво. А приведет ли Господь к себе душу с помощью нашего журнала или без него — нам знать не дано. И еще я не совсем могу согласиться с разговорами о том, что-де, мол, «Фома» — это неплохо, но для тех, кто еще нетверд, неуверен и проч. «Фома» — это журнал, а любой журнал, конечно, не для всех. «Фома» — не богословский журнал, и предъявлять легковой машине претензии, что она не трактор, — бессмысленно. Наш журнал — о православном взгляде на жизнь, и такое издание, конечно же, имеет право на свой взгляд. И когда я слышу что-то вроде: «Тем, кто еще ничего не знает и не нашел, может, и нужен «Фома», а мне (нам) уже нет, мы читаем святых Отцов и беседуем со священниками», мне всегда хочется сказать: да мы же не альтернатива священнику или текстам Отцов! Мы — журнал. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нас вполне можно любить или не любить, но именно как журнал, а не как богословский текст по пневматологии или патристике.
Кстати сказать, меньше всего нареканий подобного рода мы слышим именно от наших читателей-священников и монахов. Может быть, они тоже сомневающиеся? Или просто понимают, в чем задачи журналов и в чем их ценность, и не пытаются убить одним выстрелом зайца и утку?
О наболевшем, точнее, о больном. О лицах с обложки. Суммировать конструктивную критику можно примерно так: лицо известного человека на обложке как бы настраивает читателя на рекламную волну: «Вы еще не православные? Тогда мы идем к вам!» (почти как в ролике известного стирального порошка). Опасность видится в том, что человек с обложки — нередко не авторитет в богословии и не образец в вопросах нравственности. А читатель может начать рассуждать примерно так: известный Имярек носит крестик, вот и я начну носить крестик и спокойно буду чувствовать себя православным. Получается, «Фома» пропагандирует такое вот «Православие-лайт»?
Да, опасность есть, как есть она в любом случае, когда говорят о вере. Как ее избежать в случае с «верующими и знаменитыми» — пока непонятно. Понятно то, что не стоит делать вид, будто таких людей нет или отказывать им в праве верить и о своей вере говорить. Другое дело, что для нас лицо на обложке (а главное — материал с «лицом» внутри) не дидактический или агиографический опус, который должен осветить всем сомневающимся путь в Царствие Небесное подобно тому, как факел франко-американской статуи Свободы освещает дорогу к радостям демократии... Для нас лицо с обложки прямо соотносится с темой «Бог и человек». Человек, который ищет Бога, не всегда находит, многого не понимает, падает, но готов вновь вставать. Человек, с которым мы можем быть несогласны (зачастую так и есть), но который нам интересен, потому что он не тепл: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3: 15-16). Иными словами, для нас смысл лица на обложке вовсе не рекламно-порошковый («тогда мы идем к вам»), но — «я думаю о том, что и вы, хожу в Церковь, сомневаюсь, переживаю, снимаюсь в кино, а потом плачу ночью». То есть человек в «Фоме» — это про душу, а не про стиральный порошок. Просто надо прочитать текст с уважением и с вниманием. Иначе как любить ближнего, которого видишь? (Ср.: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин 4:20)
И еще честно — о том, что не удается. Один наш друг как-то сказал: главная проблема обложек журнала в том, что поиск Фомы — это всегда поиск, нерв, драма, иногда трагедия. А у вас обложки часто спокойные, без драмы. Что тут возразить? Мне нечего. Можем лишь пообещать: будем искать. Давайте вместе?
Автор: Владимир ЛЕГОЙДА
Архив журнала
№10, 2019ф№11, 2019ф№12, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба