Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2008

"Я СЛЫШАЛ БЛАГОВЕСТ..."

Международная конфедерация союзов художников и Центральный Дом художника представляют персональную фотовыставку Валерия БЛИЗНЮКА «Я слышал благовест...»,
посвященную культурному наследию Косово и Метохии


Сейчас попасть на территорию Косово и Метохии можно только по специальному разрешению, а перемещаться по ней — лишь под конвоем полиции. Именно поэтому группа иконописцев и искусствоведов из России, изучавшая в Сербии памятники византийского искусства, в составе которой был художник Валерий Близнюк, сочла огромной удачей возможность посетить в этом крае 4 сербских монастыря XIII-XIV веков.
«Когда сказали, что есть возможность побывать в Косово, я очень обрадовался, — рассказывает Валерий. — В крае множество святынь и уникальных образцов христианского искусства, но сохранятся ли они и будет ли разрешено их посещать, если эта территория будет окончательно отделена от Сербии, — очень большой вопрос. Так что, это, может быть, последняя возможность попасть сюда и увидеть такие святыни».
«Метохия» в переводе с греческого — «церковная земля», и, похоже, поэтому сторонники отделения этого региона от Сербии постарались убрать это слово из названия края, оставив только уже ставшее синонимом непрекращающегося военного конфликта «Косово». Название оправдывает себя: сейчас на этой территории площадью примерно 100 на 100 километров находится огромное количество действующих сербских храмов и монастырей, из них — 4 лавры. Среди них — так называемая Печская патриархия, где на протяжении веков возводили на патриарший престол сербского Патриарха, а монахов в этой епархии больше, чем в любой другой епархии Сербской Церкви.
До последней войны в крае проживало более 450 000 сербов, сейчас осталось 130 000 на нынешние 1,5 млн албанцев. Обстановка так накалена, что контингенту НАТО и ООН, официально находящимся здесь для защиты албанцев, приходится охранять сербские святыни. Три из четырех монастырей, которые довелось посетить группе, — Высокие Дечаны, Печская патриархия и Грачаница — оказались в анклавах, окруженных враждебно настроенным албанским населением.
В 2004 году разъяренная толпа в несколько тысяч человек двинулась на штурм Дечан, одного из крупнейших сербских мужских монастырей, и итальянские военные предложили монахам ради безопасности покинуть обитель. Братия отказалась, и это спасло уникальный памятник, входящий в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО, от вандального разрушения. Для защиты обители контингенту НАТО и ООН пришлось построить вокруг монастыря заградительные сооружения из бетона и колючей проволоки, окружить бронетехникой, КПП и выставить охрану. Год назад Дечаны были обстреляны из гранатомета, храм спасла средневековая крепостная стена.
Православные обители Косова (Высокие Дечаны — 1335 год основания, Грачаница — 1310-й, Печская патриархия — 1253-й и Баньска — 1316 год) пережили 400 лет османского ига. Уникальны они потому, что византийских памятников XIII – XIV веков такого художественного уровня, в таком количестве и на таком небольшом пространстве нигде больше не увидишь. Сохранность храмов изумляет. В Дечанском монастыре архитектура, внутреннее убранство: мраморные полы, иконопись, фрески и даже утварь (мраморная водосвятная чаша и бронзовый хорос) относятся ко времени постройки храма! И мощи святых устроителей этой обители покоятся здесь же, у алтаря, в окружении того, что сотворили они почти семьсот лет назад...
«Когда мы приехали в Дечаны, и я увидел всё это своими глазами, у меня было потрясение. Всего час времени, а вокруг тысячи ликов, взирающих со стен, все такой ценности и красоты, которые можно изучать всю жизнь! А ты, быть может, больше сюда никогда не попадешь…»
В Сербии существовала традиция, по которой сербские короли и князья возводили монастыри с храмами ради спасения своей души, так называемые «задушбины». И в сравнительно небольшой территории Косово и Метохии было построено порядка 1300 таких «задушбин». Строителей и благотворителей хоронили, за них веками молились в ими же построенных храмах. Так обители Косово и Метохии стали усыпальницами сербских королей, князей и патриархов, многие из которых были прославлены в лике святых.
«Это — реликварий Сербской Церкви и всего сербского народа, — говорит художник, ­— а святые, покоящиеся здесь, являются одновременно и нашими святыми — их имена есть и в нашем церковном календаре».
В 1878 году в результате русско-турецкой войны османы пали, и Сербия получила независимость. В начале XX века для возрождения монашеской жизни в Дечанской Лавре были приглашены афонские иноки из русского Пантелеимонова монастыря.
Выдающиеся монастыри Косово и Метохии являются мировым наследием. И все мы — непосредственные наследники этого культурного и духовного богатства. Желание познакомить всех с этим удивительным по красоте искусством сербских храмов и побудило Валерия Близнюка сделать выставку под названием «Я слышал благовест. Косово и Метохия», которая будет проходить в Центральном Доме художника с 25 марта по 6 апреля этого года.

alt
Оборонительные сооружения перед воротами монастыря Высокие Дечаны: кольца колючей проволоки и дзот-КПП
alt
Сербская девочка у храма святого Петра в Расе близ города Нови-Пазара, находящегося рядом с Косово (большая часть жителей города - албанцы)
alt
Национальный центр сербов Косово и Метохии - город Косовская Митровица. Город разделен на две части - сербскую и албанскую - между которыми стоят войска НАТО и ООН.
alt
Сербский поселок в окрестностях монастыря Баньска.
alt
Инок из монастыря Баньска.
alt
Фрески Дечанского монастыря, XIV век.
alt
Образ Божие Матери Одигитрия из монастыря Баньска.
alt
Немецкие солдаты контингента НАТО контролируют дорогу в Косово.

Автор: Анастасия ВЕРИНА
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба