Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2008
ПОЛЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН: Духовные истоки киноискусства заложены глубоко в человеческой сущности. Когда первый человек был изгнан из рая, он сохранил в себе воспоминания. И когда Адам рассказывал своим потомкам о рае, то эти воспоминания со временем изменялись. Так появились фантазии, в основе которых — потребность вернуться в рай. Этот мир воспоминаний и фантазий и стал содержанием различных искусств. И киноискусство, работающее с миром иллюзий (отсюда первоначальное название кино — «иллюзион») — здесь не исключение. |
СОЕДИНИТЬ ОБРЫВКИ ВРЕМЕН Кинокритик Лев КАРАХАН о проблемах духовного поиска в современном российском кино: "Рано или поздно, распрощавшись с социальными утопиями и отгуляв на демонстрациях, мы должны были задуматься о том, что происходит внутри нас, помимо той многозаботливой внешней жизни, которая вроде бы заполняет без остатка. Мы стали обнаруживать внутри себя что-то непознанное и не связанное с привычной повседневной рутиной, но пробуждающее желание осознать себя в этом непознанном — не менее горячее, чем желание, к примеру, съездить в Турцию или купить «Тойоту Короллу». В этом смысле, первым сегодняшним кинематографическим приближением к непознанному стала картина «Остров» Павла Лунгина, о которой уже много сказано. Но этот фильм существует не в одиночестве, и впору вести речь о тенденции, определять которую можно по-разному". |
КИНЕМАТОГРАФ ДУХОВНОГО БЕСПОКОЙСТВА Никита МИХАЛКОВ, председатель Союза кинематографистов России, режиссер картины «12»: По идее, любая русская картина должна быть православной. Я имею в виду не атрибутику, я говорю о сути. Ведь наша страна тысячелетие аукалась с Евангелием. Возьмите любую литературу, того же Лескова — «Мелочи архиерейской жизни», «Соборян», ведь все там пропитано нашей верой. Литургия, благовест, пост — это часть жизни; Крещение, Рождество, Пасха — это часть жизни, между этими праздниками жизнь и текла. Этим пропитана наша культура. Не могу представить, чтобы, к примеру, Сергей Бондарчук снял «The Exorcist» («Изгоняющий дьявола») или кино про вампиров — не потому что он народный артист и заслуженный деятель. Здесь другое. И мне казалось, что все мои картины православные, даже если в кадре нет церквей и молитв. Потому что точка отсчета определяется рамками того духовного быта, в котором ты взращен. |