Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2008

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО Прошедший в Москве XII Всемирный русский народный собор эксперты уже успели назвать одним из наиболее актуальных. Основной его темой стали проблемы современной молодежи, и это вновь обострило споры вокруг того, насколько Церковь готова сегодня идти навстречу молодым людям и что она может им предложить.

Характерно, что особое внимание прессы вызвали прошедшие на Соборе секции по фантастике и компьютерным играм. Для многих светских журналистов сами эти слова в устах представителей духовенства показались невероятными. Вывод «желтой» прессы был однозначен — Церковь катастрофически теряет прихожан, а потому готова благословить что угодно, лишь бы привлечь к себе молодежь.
На самом деле, все гораздо сложнее.
Как таковой проблемы полного отсутствия в храмах молодежи сегодня уже нет. Поток молодых людей, приходящих сегодня в Православие, нельзя назвать масштабным и бурным, но он устойчив в течение уже многих лет. И касается это не только Москвы, но и других крупных городов.
— В целом, молодежь в Церковь идет. Нельзя сказать: больше или меньше, последние годы поток этот довольно стабилен, — рассказал «Фоме» об обстановке в своем регионе руководитель молодежного отдела Новгородской епархии священник Сергий Золотарев. — Надо также отметить, что воцерковляется сегодня, в первую очередь, определенный тип молодых людей, преимущественно студенчество, причем именно из высших учебных заведений. Чаще всего это думающие серьезные люди, которые ищут ответы на сложные вопросы и находят их в христианстве. В деревенской же и рабочей среде ситуация действительно сложнее. Ни для кого не секрет, что в сельских приходах основу составляют пожилые люди.
В России сегодня есть своя церковная молодежь и есть молодежь, находящаяся в движении к Церкви. При этом, вопреки былым атеистическим агиткам, христианство вовсе не является врагом всего нового, а потому в основной своей массе молодые православные интересуются той же литературой, тем же кинематографом и теми же компьютерными играми, что и их нецерковные сверстники. Своим весьма многочисленным примером они свидетельствуют: тема полного запрета на современную культуру в официальной церковной традиции не стояла и не стоит.
Зато существует вопрос пределов.
Что полезно для души христианина, а что нет? Где безобидное увлечение компьютерными играми перерастает в игроманию? Какие подводные камни таит в себе воспитание подростков на современной фантастике?
И, разумеется, наоборот: что может современная культура дать христианину? Чтение фантастики — это лишь отдых и развлечение или еще и повод для серьезных размышлений?
Говорить о христианском отношении к современной литературе, компьютерным играм, музыке и неформальным движениям — означает пытаться понять эти явления и оценить их с точки зрения христианства. Именно здесь возникает особое поле для миссионерства.
Начиная разговор о рок-музыке или компьютерных играх, Церковь выходит на актуальное для молодых людей поле. Но она не спешит занимать на нем одну из существующих позиций: со всем соглашаться или, напротив, все проклинать. Она дает свою особую оценку, говорит о различных явлениях культуры с христианской позиции. Православие предлагает свой путь, путь против течения, трудный, но интересный. Именно это привлекает к ней молодежь.
Если же Церковь действительно начнет благословлять любое явление культуры, лишь бы увеличить число своих молодых прихожан, вряд ли это приведет к каким-то позитивным явлениям. Во-первых, начав по-сектантски обманом заманивать людей в храмы, не удастся сделать из них настоящих христиан. А, во-вторых, постоянное соглашательство вряд ли покажется привлекательным постороннему человеку.

Эту статью обозревателя "Фомы" Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодежного движения диакон Михаил ПЕРШИН: Цена молодежи: неубитые ежики"

На фото: В фойе XII Всемирного русского народного собора можно было оценить современные компьютерные игры.

(Фото - Владимир Ештокин)
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба