Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2008

ПОКОЛЕНИЕ ГЕРОЕВ

Исторический опыт Церкви пока остается невостребованным обществом
ПОКОЛЕНИЕ ГЕРОЕВ В конце июня в Москве и Сарове пройдет научная конференция, организованная Фондом преподобного Серафима Саровского «Почитание новомучеников XX столетия и восстановление национального исторического самосознания». Ее главная цель — привлечь внимание к важнейшим событиям в жизни нашей страны, о которых мы сегодня практически не помним.

Чаще всего при слове «мученики» мы вспоминаем первых христиан, растерзанных львами на арене римского Колизея. А ведь в прошлом столетии в нашей стране точно так же умирали за свою веру. В эпоху, когда многим казалось, что христианство уже изжило себя, на одном только Бутовском полигоне за Христа гибли десятки тысяч новых подвижников.
Увы, для многих из нас слово «Бутово» вызывает ассоциации с недавним земельным скандалом, а никак не с великой трагедией и одновременно великой славой нашего народа.
А ведь российские новомученики стали не просто жертвами репрессий. Они были и остаются живым и близким нам примером поведения настоящего христианина. Не прячась в землянки в ожидании конца света, они умели противостоять давлению окружавшего их мира.
В Православии святость — это норма, к которой необходимо стремиться каждому верующему человеку. Святой — не герой, получивший звание «За заслуги перед Церковью». Он тот, с чьей жизнью мы можем сверить свои поступки в момент трудного выбора. Потому опыт новомучеников так важен для Церкви.
И потому так страшны звучащие на этом фоне массовые призывы канонизировать Ивана Грозного за то, что он был хорошим государственником и расширил границы страны. В данном случае совсем не важно, какова на самом деле была его историческая роль. Важно, что люди, называющие себя православными, не понимают, что такое христианская святость и из чего она проистекает.
Преодолеть это предубеждение, вернуться к христианскому пониманию мира, то есть к Самому Христу, жизненно важно для нас. Ведь без этого не может быть Церкви, не может быть христианства. И опять же, кому из святых следует молиться об этом, как не нашим мученикам, чьи дети, внуки и просто близкие, до сих пор живут рядом с нами.
Впрочем, наше светское общество, которое так любит сегодня указывать Церкви на ее проблемы, тоже не преуспело в осмыслении своей памяти. Ведь отношение к новомученикам имеет не только духовный, но и исторический аспект.
Осознала ли наша страна, что случилось с ней в XX веке? Наверное, лишь отчасти. Прошлое осталось для нее страшной трагедией, за которую всем нам до сих пор стыдно, а потому одни заходятся в приступах самобичевания, а другие прячут голову в песок. Причем со временем вторых становится все больше, и их трудами о трагедии XX века мы начинаем постепенно забывать.
Действительно, трагедия произошла. Но не достаточно просто переживать о ней, нужно попытаться вынести из нее какой-то урок. Мы же, если и говорим о людях, пострадавших за свою веру, воспринимаем их исключительно как пассивный элемент общества, павший жертвой революционных перемен.
Однако российские новомученики — это не просто те, кто мог бы, да не успел вовремя уехать из страны. Они — еще одно, почти забытое нами поколение героев.
Тот, кто вопреки общественному презрению и насмешкам со стороны неверующих «коллег», ради Христа, а не ради оклада стал священником в последние годы Империи, кто не отрекся от веры в 20-е, продолжая вопреки всему делать свое дело, кто умер за нее в 30-е — не просто бессмысленно погиб.
Он добился успеха. Его трудами в 41-м году люди в окопах вновь вспоминали о Боге. И ему не нужно было лить для этого реки крови, не нужно было силой заставлять других быть таким же, как он. Ему пришлось всего лишь пожертвовать собой и своими надеждами на долгую и комфортную жизнь.
Если мы не осознаем этот уникальный опыт, то не только Россия, но и весь мир будет обречен отныне ходить по кругу. Мы будет принимать свои старые ошибки за новые решения и снова биться головой о стену истории, как это было в 17-м, 68-м, 91-м годах.
Так же, как это происходит сегодня.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба