Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2009

ПРИНЯТЬ ПРОЩЕНИЕ
Просмотров: 1757

altЯ крестился в Анадыре, абсолютно ничего не понимая в Православии. Через месяц в нашем храме один из прихожан мне сказал, что на исповеди перед причащением грехи, совершенные до Крещения, исповедовать не нужно. А как быть, если они гнетут
и не дают жить? Пробовал молиться дома — не помогает, душа изнывает от прошлого. Помогите, пожалуйста.
Василий

Отвечает священник Сергей КРУГЛОВ, клирик Спасского собора г. Минусинска (Красноярский край):

В замечательной книге о преподобном Силуане Афонском, которую многие знают и любят, есть эпизод, некогда меня поразивший… Эпизод этот описывает случай, произошедший с преподобным, когда он еще не был монахом на Афоне, а был молодым парнем Семеном Антоновым и жил в родном селе на Тамбовщине.
«В какой-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семен смотрел, как один мужик средних лет, его односельчанин, играл на гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил его: “Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты убил человека?” (Он убил его в пьяной драке). Тогда тот отводит Семена еще немного далее и говорит ему: “Знаешь ли, когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил, потому я теперь спокойно играю”».
Поразившее меня при чтении книги тогда, много лет назад, продолжает поражать и до сих пор, когда я воочию вижу все эти вещи в жизни, в себе, в людях: да, Бог действительно прощает грехи кающемуся. Но прощение не может произойти, если человек его не принял. Человек — воистину любимое дитя Божье. И Бог относится к человеку настолько подлинно, с такой любовью и таким уважением, что без его согласия, без ответного движения веры–доверия, ничего и никогда сделать с человеком не может.
Прощение грехов — это дар Бога. Но дар не состоится, останется недействительным, если есть только Даритель, но нет принятия дара… Если нет вот этого в сердце и уме человека: «Да, я совершил тяжкие грехи. Но я от всего сердца в них покаялся. И я твердо верую, что Бог их простил, изгладил, уничтожил, их больше нет во мне. Остались воспоминания о них — так что с того? Пусть эти воспоминания станут моим опытом, зрячим опытом жизни, и теперь я трезво оцениваю себя, не обольщаюсь насчет того, что вот уж на такой или такой грех я не способен, — отнюдь, я понимаю теперь значение Новозаветных слов: Блюдите, како опасно ходите… (Еф 5:15). Но Бог простил — и я начинаю этот новый день с чистого листа, потому что этих грехов больше нет во мне, они надо мной не властны. Отныне я учусь жить с Христом и во Христе, словно никогда и не грешил; отныне в жизни моей — новые увлекательные и важные цели и смыслы, новое наполнение…»
Да, в таинстве Крещения Господь омывает всякий грех человека. Но часто бывает, что человек, придя не готовым к Крещению, к этому поистине новому рождению, к тому, что отныне, говоря словами Апостола, он уже не будет жить сам по себе, но будет жить в нем Христос, этого прощения не принимает. Как часто мы видим, что кто-то начинает активно двигаться, расти в этой новой жизни — а кто-то, как недоношенный младенец, все еще слишком слаб и болезнен…
О том, как и почему в нашей житейской жизни церковной происходит так, что кто-то пришел ко Крещению не готовым, без особой веры во Христа и без направленности к Нему, без осознания важности предстоящей ему жизненной перемены, без предварительной, как оно должно быть, Исповеди в прошлых грехах, без наставления в основах христианства, как, видимо, и произошло с автором письма, — разговор особый, и большой, и болезненный… Но что же теперь делать вот этому конкретному человеку Василию? Надо ли снова нести на Исповедь так и не вылеченные болячки своей души? Думаю, надо — предварительно поговорив об этом с конкретным священником в конкретном храме.
Архив журнала
№4, 2020№2, 2020№3, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№1, 2020№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба