Василий
Отвечает священник Сергей КРУГЛОВ, клирик Спасского собора г. Минусинска (Красноярский край):
В
замечательной книге о преподобном Силуане Афонском, которую многие
знают и любят, есть эпизод, некогда меня поразивший… Эпизод этот
описывает случай, произошедший с преподобным, когда он еще не был
монахом на Афоне, а был молодым парнем Семеном Антоновым и жил в родном
селе на Тамбовщине.
«В какой-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семен
смотрел, как один мужик средних лет, его односельчанин, играл на
гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил
его: “Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты убил
человека?” (Он убил его в пьяной драке). Тогда тот отводит Семена еще
немного далее и говорит ему: “Знаешь ли, когда я был в остроге, то
много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил, потому я
теперь спокойно играю”».
Поразившее меня при чтении книги тогда, много лет назад,
продолжает поражать и до сих пор, когда я воочию вижу все эти вещи в
жизни, в себе, в людях: да, Бог действительно прощает грехи кающемуся.
Но прощение не может произойти, если человек его не принял. Человек —
воистину любимое дитя Божье. И Бог относится к человеку настолько
подлинно, с такой любовью и таким уважением, что без его согласия, без
ответного движения веры–доверия, ничего и никогда сделать с человеком
не может.
Прощение грехов — это дар Бога. Но дар не состоится,
останется недействительным, если есть только Даритель, но нет принятия
дара… Если нет вот этого в сердце и уме человека: «Да, я совершил
тяжкие грехи. Но я от всего сердца в них покаялся. И я твердо верую,
что Бог их простил, изгладил, уничтожил, их больше нет во мне. Остались
воспоминания о них — так что с того? Пусть эти воспоминания станут моим
опытом, зрячим опытом жизни, и теперь я трезво оцениваю себя, не
обольщаюсь насчет того, что вот уж на такой или такой грех я не
способен, — отнюдь, я понимаю теперь значение Новозаветных слов:
Блюдите, како опасно ходите… (Еф 5:15).
Но Бог простил — и я начинаю этот новый день с чистого листа, потому
что этих грехов больше нет во мне, они надо мной не властны. Отныне я
учусь жить с Христом и во Христе, словно никогда и не грешил; отныне в
жизни моей — новые увлекательные и важные цели и смыслы, новое
наполнение…»
Да, в таинстве Крещения Господь омывает всякий грех
человека. Но часто бывает, что человек, придя не готовым к Крещению, к
этому поистине новому рождению, к тому, что отныне, говоря словами
Апостола, он уже не будет жить сам по себе, но будет жить в нем
Христос, этого прощения не принимает. Как часто мы видим, что кто-то
начинает активно двигаться, расти в этой новой жизни — а кто-то, как
недоношенный младенец, все еще слишком слаб и болезнен…
О том, как и почему в нашей житейской жизни церковной
происходит так, что кто-то пришел ко Крещению не готовым, без особой
веры во Христа и без направленности к Нему, без осознания важности
предстоящей ему жизненной перемены, без предварительной, как оно должно
быть, Исповеди в прошлых грехах, без наставления в основах
христианства, как, видимо, и произошло с автором письма, — разговор
особый, и большой, и болезненный… Но что же теперь делать вот этому
конкретному человеку Василию? Надо ли снова нести на Исповедь так и не
вылеченные болячки своей души? Думаю, надо — предварительно поговорив
об этом с конкретным священником в конкретном храме.