Как может образованный человек в XXI веке верить в то, что Христос буквально воскрес из мертвых?
Сам вопрос подразумевает, что в предыдущие века верить в это было
легче: мол, в I веке верить в Воскресение Христово было нетрудно, а вот
в XXI начались проблемы. Однако дело обстоит скорее наоборот: это
сейчас мы знаем, что за Страстной Пятницей следует Пасха, это мы живем
в мире, где христианство является мировой религией. А Апостолы в
Великую Субботу могли знать только то, что для их Учителя все кончено,
что он потерпел полное и окончательное поражение. Его отверг народ,
отвергли власти и, похоже, отверг Бог — во всяком случае, Он умер на
кресте, со словами: Боже мой! для чего Ты оставил Меня? (Лк
15:34).
Вместо победы и славы, которую должен был бы обрести Мессия и
которую разделили бы с Ним те, кто последовали за Ним, Иисус встретил
позорную и мучительную смерть. Казалось очевидностью — мучительной, но
совершенно неизбежной — то, что враги Иисуса оказались правы, что и Он
сам, и Его ученики страшно обманулись. Ученики Иисуса вовсе не были
полны энтузиазма и ожидания чуда — и потому, когда женщины возвещают
им, что Христос воскрес, они сначала отказываются верить (см. Лк
24:11).
Каким же образом Апостолы приобрели неколебимую уверенность в том,
что Иисус есть Мессия, Спаситель, что Он воскрес из мертвых, —
уверенность, с которой они встречали гонения, преследования и саму
смерть? Этому есть только одно правдоподобное объяснение — они
действительно видели Его воскресшим. Может ли образованный человек в
наше время верить свидетельству Апостолов? Ни «наше время», ни
«образование» не делают этого свидетельства неправдоподобным, не
помогают и не мешают поверить Христу.
Илл.: Уверение апостола Фомы.
Фрагмент фрески конца XIV века