Правда ли,
что Церковь объявила Марию Магдалину гулящей женщиной, чтобы
скомпрометировать ее и скрыть ту важную роль, которую она играла в
жизни апостольской общины?
Нет, это неправда. Церковь во всей своей полноте никогда не
«объявляла» святую Марию Магдалину блудницей и уж тем более никогда не
стремилась «скрыть роль» этой святой женщины в жизни общины первых
христиан. Но дело даже не в этом. Дело в том, что такого рода
построения связаны с глубочайшим непониманием Евангелия и жизни Церкви.
Возможно, это кому-то покажется удивительным, но Новый Завет (и
это одна из его поражающих черт!) полон «компромата». Например, святой
апостол Павел совершенно не скрывает, что жестоко гнал Церковь Божию, и
опустошал ее (Гал
1:13), Апостолы проявляют неверие, когда жены-мироносицы возвещают им о Воскресении (см. Лк
24:11),
об апостоле Петре говорится, что он три раза отрекся от Спасителя,
причем подробности этой истории известны нам, очевидно, со слов самого
Петра.
Более того, священнописатели считают важным, чтобы в Писании
сохранились эти упоминания о человеческой немощи великих святых.
Церковь не стремится их замалчивать. Смысл такого отказа от всякой
лакировки вполне ясен из слов апостола Павла: Верно и всякого принятия
достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из
которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне
первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать
в Него к жизни вечной (1 Тим
1:15, 16).
Таким образом, попытки — вполне возможно, что ошибочные —
средневековых толкователей отождествить святую равноапостольную Марию
Магдалину с женой-грешницей, упоминаемой евангелистом Лукой (см. Лк
7:38-50; в Евангелии от Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, см. Ин
11:
2), обусловлены отнюдь не желанием ее скомпрометировать или принизить в
ее лице женщин вообще. Напротив, таким толкованием Церковь говорит о
том, что даже женщина, затоптанная на самое социальное дно, может быть
принята и поднята Богом и наделена великим достоинством. Эта женщина,
как пишет Евангелист, омыла ноги Иисуса слезами и помазала их миром, к
возмущению чопорного фарисея, который был уверен, что Иисус не позволил
бы ей прикоснуться к Себе, если бы знал, кто она такая. Однако Господь
порицает фарисея и свидетельствует женщине, что ее вера спасла ее.
Этот эпизод ясно показывает: Христос может простить, призвать и
дать нам новую жизнь, как Он сделал это с другими людьми: предателями,
гонителями, блудницами. Указание на прежние грехи какого-либо святого
является не «компроматом», а знаком надежды: и для тебя еще ничего не
потеряно, дверь открыта, тебя зовут. Бог может воздвигнуть великого
святого и из самого запутавшегося грешника.