Книга «История искусств» выдающегося историка культуры сэра Эрнста
Гомбриха начинается словами: «Не существует на самом деле того, что
величается искусством. Есть художники». Эту мысль сложно оспорить. Ведь
как бы ни старались искусствоведы вписать творчество того или иного
живописца в рамки, нацепить ярлык, поставить штамп, у них не получается
убедить зрителя в том, что искусство — явление обезличенное. Творчество
— самоценно. Оно развивается по неведомым нам законам, вырастает из
авторской биографии и атмосферы, в которой художник чувствует и мыслит.
И то, что мы называем почерком, узнаваемым стилем, — есть открытие
художником самого себя.
Александр Таратута попробовал себя почти во всем: иллюстрировал
книги, расписывал фаянсовые блюда и интерьеры Домов культуры, делал
плакаты и эскизы гобеленов. Но для себя в мастерской писал работы, о
которых почти никто не знал. Некоторые из них были представлены на
вступление в Союз художников. «С первого раза Сашу в Союз не приняли,—
вспоминает его вдова Эмилия Ивановна. — Члены правления просто
обалдели: и не только от его превосходной техники, но и от абсолютной
свободы в форме, в выражении, в темах, к которым он обращался, от его
самобытности. От того, что он был небанальный и непохожий… Кто-то
даже назвал его тогда “советским Боттичелли”. Но Саша был человеком
скромным и совершенно не пробивным. Поэтому вступил в Союз художников
много позже, когда выставил свои гобелены. Это были тонкой работы и
потрясающей красоты вещи, которые трудно было не признать. Вообще, он
очень много делал гобеленов, когда работал в Подольской мастерской
художественного фонда, — для Братской ГЭС, для ДК Рязанской
птицефабрики, для Министерства путей сообщения…»
Александр Иванович вырос под стенами Троице-Сергиевой Лавры, там
же был крещен. Но в СССР не принято было афишировать свои религиозные
чувства — хотя Таратута их особенно и не скрывал. В маленькой квартирке
в красном углу до сих пор висят старинные иконы. «Однажды он поехал в
монастырь, уже не помню в какой, — вспоминает Эмилия Ивановна, —
приложиться к мощам. И по пути к храму ему встретился старец-монах,
который без слов подошел к Саше и поцеловал его в голову. У нас у всех
было чувство, что он действительно отмечен Богом. Это был человек
огромного таланта, широкого кругозора и образования (после МСХШ при
Суриковском институте и Строгановки он окончил еще и Полиграфический
институт), невероятной работоспособности, абсолютно искренний не только
в жизни —
в искусстве. То, что он делал, на самом деле было высоким
искусством. Как-то однажды, когда появилась возможность вывозить работы
за границу, он отправил тридцать картин на выставку в Германию. Для нас
было полной неожиданностью то, что ни одна работа не вернулась. Все до
единой купили прямо из галереи».
«Вообще, — продолжает Эмилия Таратута, — сам он считал свои
работы незначительными, был уверен, что все лучшее впереди. И потому
неизбывно продолжал искать себя, пытался высказать свой внутренний мир.
Он мог позволить себе недогрунтовать холст. Кажется, что ему просто
было не до этого. Его творчество было таким выплеском энергии и чувств,
всего материала, что было не до грунтовки».
Чуткий к цвету, лаконичный в композиции, графичный в исполнении
— в портретах, пейзажах, натюрмортах, Александр Таратута ни на кого не
похож. И этим уникальным видением мира, не учитывающим вкуса обывателя,
воспитанного на понятных классических примерах, — он и отталкивает, и
вместе с тем привлекает. Потому возникают вопросы: с какой мерой
подойти к художнику, кто он на самом деле, как определить его стиль,
истолковать? Реализм или абстрактная композиция? Действительность или
фантазия? Кто эта женщина в ярких одеждах с покрытой головой, стоящая
на фоне пронзительно голубого неба, по которому плывут белоснежные,
будто вычерченные по линейке, треугольники пушистых облаков? Почему она
в своей беззащитности так нам знакома? Если зритель хоть на секунду
задается этими и другими вопросами — значит, диалог состоялся и музыка,
которую играет художник, не только звучит, но и услышана.
Природа, люди, вещи в картинах Таратуты и конкретны и абстрактны
одновременно. Кажется, что художника не интересуют предметы сами по
себе, как некая сфера реальности. Скорее, он собирает мозаику из
реальности, своих представлений о красоте и совершенстве, из мыслей и
чувств. Здесь несо-единимые части складываются в гармоничное единство,
где лишенные материальности предметы противоречиво осязаемы и знакомы.
Задержавшись перед картиной, ты вдруг узнаёшь — и тепло солнечных лучей
на плечах, и ветер, веющий в лицо, и плывущие по весеннему небу облака,
и улыбку женщины с именем Мария.
Он не давал своим картинам имен. Просто писал и сворачивал в
рулоны. Показывать работы публике не позволяла то ли природная
скромность, то ли житейская суета. Многие из его работ проданы в
частные коллекции, еще больше пропало, украдено, сгорело при пожаре в
мастерской, но даже то, что сохранилось, говорит о Таратуте, как о
художнике неординарном.
После смерти Александра Таратуты его жена и сын открыли первую
персональную выставку в Московском художественном фонде. Всего четыре
дня и три зала. В тихом переулке в Китай-городе, в старинном особняке
собрались художники, знавшие и не знавшие Александра Таратуту. В книге
отзывов о выставке одни восхищались, другие призывали искусствоведов
написать монографию об удивительном живописце, третьи (его друзья!)
удивлялись, почему раньше не знали его работ. «Мне кажется, — говорит
Эмилия Таратута, — что Саша просто не сумел показать себя людям, а
может быть, просто не успел. Как драгоценный камень без огранки может
лежать на дороге никому не нужным. С огранкой — он уже стоит многие
миллионы».
Мальчик с одуванчиками. Холст, масло, 1988 г.
Птенец.
Девушка с кошкой. Холст, масло.
Куропатка. Холст, масло, 2006 г.
Натюрморт с фруктами и птицей. Холст, масло, 2005 г.
Портрет мальчика.
Лето. Холст, масло, 2000 г.
Утро. Холст, масло, 2006 г.