Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2009

"СОВЕТСКИЙ БОТИЧЕЛЛИ"

Книга «История искусств» выдающегося историка культуры сэра Эрнста Гомбриха начинается словами: «Не существует на самом деле того, что величается искусством. Есть художники». Эту мысль сложно оспорить. Ведь как бы ни старались искусствоведы вписать творчество того или иного живописца в рамки, нацепить ярлык, поставить штамп, у них не получается убедить зрителя в том, что искусство — явление обезличенное. Творчество — самоценно. Оно развивается по неведомым нам законам, вырастает из авторской биографии и атмосферы, в которой художник чувствует и мыслит. И то, что мы называем почерком, узнаваемым стилем, — есть открытие художником самого себя.
Александр Таратута попробовал себя почти во всем: иллюстрировал книги, расписывал фаянсовые блюда и интерьеры Домов культуры, делал плакаты и эскизы гобеленов. Но для себя в мастерской писал работы, о которых почти никто не знал. Некоторые из них были представлены на вступление в Союз художников. «С первого раза Сашу в Союз не приняли,— вспоминает его вдова Эмилия Ивановна. — Члены правления просто обалдели: и не только от его превосходной техники, но и от абсолютной свободы в форме, в выражении, в темах, к которым он обращался, от его самобытности. От того, что он был небанальный и непохожий…   Кто-то даже назвал его тогда “советским Боттичелли”. Но Саша был человеком скромным и совершенно не пробивным. Поэтому вступил в Союз художников много позже, когда выставил свои гобелены. Это были тонкой работы и потрясающей красоты вещи, которые трудно было не признать. Вообще, он очень много делал гобеленов, когда работал в Подольской мастерской художественного фонда, — для Братской ГЭС, для ДК Рязанской птицефабрики, для Министерства путей сообщения…»
Александр Иванович вырос под стенами Троице-Сергиевой Лавры, там же был крещен. Но в СССР не принято было афишировать свои религиозные чувства — хотя Таратута их особенно и не скрывал. В маленькой квартирке в красном углу до сих пор висят старинные иконы. «Однажды он поехал в монастырь, уже не помню в какой, — вспоминает Эмилия Ивановна, — приложиться к мощам. И по пути к храму ему встретился старец-монах, который без слов подошел к Саше и поцеловал его в голову. У нас у всех было чувство, что он действительно отмечен Богом. Это был человек огромного таланта, широкого кругозора и образования (после МСХШ при Суриковском институте и Строгановки он окончил еще и Полиграфический институт), невероятной работоспособности, абсолютно искренний не только в жизни —
в искусстве. То, что он делал, на самом деле было высоким искусством. Как-то однажды, когда появилась возможность вывозить работы за границу, он отправил тридцать картин на выставку в Германию. Для нас было полной неожиданностью то, что ни одна работа не вернулась. Все до единой купили прямо из галереи».
«Вообще, — продолжает Эмилия Таратута, — сам он считал свои работы незначительными, был уверен, что все лучшее впереди. И потому неизбывно продолжал искать себя, пытался высказать свой внутренний мир. Он мог позволить себе недогрунтовать холст. Кажется, что ему просто было не до этого. Его творчество было таким выплеском энергии и чувств, всего материала, что было не до грунтовки».
Чуткий к цвету, лаконичный в композиции, графичный в исполнении — в портретах, пейзажах, натюрмортах, Александр Таратута ни на кого не похож. И этим уникальным видением мира, не учитывающим вкуса обывателя, воспитанного на понятных классических примерах, — он и отталкивает, и вместе с тем привлекает. Потому возникают вопросы: с какой мерой подойти к художнику, кто он на самом деле, как определить его стиль, истолковать? Реализм или абстрактная композиция? Действительность или фантазия? Кто эта женщина в ярких одеждах с покрытой головой, стоящая на фоне пронзительно голубого неба, по которому плывут белоснежные, будто вычерченные по линейке, треугольники пушистых облаков? Почему она в своей беззащитности так нам знакома? Если зритель хоть на секунду задается этими и другими вопросами — значит, диалог состоялся и музыка, которую играет художник, не только звучит, но и услышана.
Природа, люди, вещи в картинах Таратуты и конкретны и абстрактны одновременно. Кажется, что художника не интересуют предметы сами по себе, как некая сфера реальности. Скорее, он собирает мозаику из реальности, своих представлений о красоте и совершенстве, из мыслей и чувств. Здесь несо-единимые части складываются в гармоничное единство, где лишенные материальности предметы противоречиво осязаемы и знакомы. Задержавшись перед картиной, ты вдруг узнаёшь — и тепло солнечных лучей на плечах, и ветер, веющий в лицо, и плывущие по весеннему небу облака, и улыбку женщины с именем Мария.
Он не давал своим картинам имен. Просто писал и сворачивал в рулоны. Показывать работы публике не позволяла то ли природная скромность, то ли житейская суета. Многие из его работ проданы в частные коллекции, еще больше пропало, украдено, сгорело при пожаре в мастерской, но даже то, что сохранилось, говорит о Таратуте, как о художнике неординарном.
После смерти Александра Таратуты его жена и сын открыли первую персональную выставку в Московском художественном фонде. Всего четыре дня и три зала. В тихом переулке в Китай-городе, в старинном особняке собрались художники, знавшие и не знавшие Александра Таратуту. В книге отзывов о выставке одни восхищались, другие призывали искусствоведов написать монографию об удивительном живописце, третьи (его друзья!) удивлялись, почему раньше не знали его работ. «Мне кажется, — говорит Эмилия Таратута, — что Саша просто не сумел показать себя людям, а может быть, просто не успел. Как драгоценный камень без огранки может лежать на дороге никому не нужным. С огранкой — он уже стоит многие миллионы».


Мальчик с одуванчиками. Холст, масло, 1988 г.



Птенец.


Девушка с кошкой. Холст, масло.



Куропатка. Холст, масло, 2006 г.


Натюрморт с фруктами и птицей. Холст, масло, 2005 г.


Портрет мальчика.


Лето. Холст, масло, 2000 г.


Утро. Холст, масло, 2006 г.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба