В просфорне Ново-Тихвинского монастыря я оказалась случайно и тут же
окунулась в совершено иную жизнь. Тишина. Изредка слышится негромкое
обсуждение работы и молитва. Иногда и молитвы не слышно. Я угадываю ее
по движению губ, вглядываюсь в лицо схимонахини, замешивающей тесто. Я
ловлю себя на том, что повторяю молитву вслед за сестрами. Здесь нет
никакой суеты и спешки. И пусть я не участвую в процессе, а только
щелкаю затвором камеры, но я уверена: тесто подойдет, ничего не сгорит
и все будет готово вовремя.
СПРАВКА:
Ново-Тихвинский женский монастырь — крупнейшая на Урале обитель,
известная с конца XVIII века. Тогда на окраине Екатеринбурга при
кладбищенской церкви появилась небольшая община во главе с солдатской
вдовой Татьяной Костроминой. После долгих прошений и ходатайств 31
декабря 1809 года (по старому стилю) монастырь был учрежден высочайшим
указом. Он назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, список
которой находился еще в кладбищенской общине. На праздник в честь
образа в монастырь стекались верующие со всех концов Пермской губернии.
К началу XX века в обители насчитывалось более 1000 сестер, 18
мас-терских, детский приют, богадельня, женское училище. Когда в 1918
году государь Николай II с семьей был под арестом в Екатеринбурге,
сестры Ново-Тихвинского монастыря передавали узникам продукты через
охрану.
В 1920-х годах обитель закрыли, а ее здания передали светским
учреждениям. Возрождение монастыря началось в 1994 году. Сегодня в
монастыре более 150 насельниц. Здесь действуют иконописная и швейная
мастерские, открыты православный приют для девочек и гимназия.
Возглавляет обитель игумения Домника.
Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают
раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они
молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для
просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением
соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто
пропускается через раскаточную машинку.
Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной
салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно
следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют
форму и вкус.
Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа
Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части
просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа
Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос
побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и
святых угодников Божиих.
Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается
священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент
литургии таинственно прелагается в Тело Христово.
Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным
воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается
с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько
раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой
напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь
это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально
ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем
нет.
Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во
времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы
затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили
помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из
всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии
опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех
поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».
По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.