Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2009

ПРОСФОРА: ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ХЛЕБ. Фоторепортаж Валентины Свистуновой

В просфорне Ново-Тихвинского монастыря я оказалась случайно и тут же окунулась в совершено иную жизнь. Тишина. Изредка слышится негромкое обсуждение работы и молитва. Иногда и молитвы не слышно. Я угадываю ее по движению губ, вглядываюсь в лицо схимонахини, замешивающей тесто. Я ловлю себя на том, что повторяю молитву вслед за сестрами. Здесь нет никакой суеты и спешки. И пусть я не участвую в процессе, а только щелкаю затвором камеры, но я уверена: тесто подойдет, ничего не сгорит и все будет готово вовремя.



СПРАВКА:
Ново-Тихвинский женский монастырь — крупнейшая на Урале обитель, известная с конца XVIII века. Тогда на окраине Екатеринбурга при кладбищенской церкви появилась небольшая община во главе с солдатской вдовой Татьяной Костроминой. После долгих прошений и ходатайств 31 декабря 1809 года (по старому стилю) монастырь был учрежден высочайшим указом. Он назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, список которой находился еще в кладбищенской общине. На праздник в честь образа в монастырь стекались верующие со всех концов Пермской губернии.
К началу XX века в обители насчитывалось более 1000 сестер, 18 мас-терских, детский приют, богадельня, женское училище. Когда в 1918 году государь Николай II с семьей был под арестом в Екатеринбурге, сестры Ново-Тихвинского монастыря передавали узникам продукты через охрану.
В 1920-х годах обитель закрыли, а ее здания передали светским учреждениям. Возрождение монастыря началось в 1994 году. Сегодня в монастыре более 150 насельниц. Здесь действуют иконописная и швейная мастерские, открыты православный приют для девочек и гимназия. Возглавляет обитель игумения Домника. 


Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто пропускается через раскаточную машинку.




Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют форму и вкус.




Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих.



Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент литургии таинственно прелагается в Тело Христово.



Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.



Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».
По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.




Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба