Когда детей можно накормить, но уже не на что сводить в цирк — это неприлично.
Обозреватель журнала «Фома»
Александр Ткаченко
постоянно живет в городе Жиздра Калужской области, в его семье четверо
детей. Проблемы многодетных известны ему не понаслышке, поэтому мы
попросили именно его побеседовать об этих проблемах с одним из
государственных деятелей, ответственных в нашей стране за решение
данной проблемы.
Ответить на наши вопросы согласилась первый заместитель
председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и
детей
Наталья Карпович. Сама она также многодетная мать, у нее пятеро детей, один из которых приемный.
— Наталья Николаевна, скажите, пожалуйста: что все-таки
государство может сделать сегодня для нуждающихся семей, что делается
на самом деле и почему многим эта помощь кажется мизерной? Почему в
стране, где решение демографической проблемы является приоритетным, я,
работающий многодетный отец, оказался фактически за чертой бедности?
— Наверно, в ответ на Ваш вопрос можно начать сыпать цифрами,
рассказывая о том, как много принято у нас законов и как много
существует в стране различных пособий, но я бы не хотела делать вид,
что все у нас хорошо, ведь мы же прекрасно знаем, что это не так.
Ситуация очень сложная. Да и что Вы хотите, если в течение двадцати лет
вопросом поддержки семьи в нашем государстве практически не занимались?
Серьезная работа началась лишь в последние восемь лет, и хотя за это
время сделали все возможное, но при общем масштабе проблемы это все
равно — капля в море.
Поверьте, Александр, я депутат всего два года, а многодетная
мать уже более десяти лет, моей старшей уже восемнадцать, так что мне и
самой пришлось через все это пройти. Хорошо помню, как в 90-е годы даже
нынешних крошечных пособий никто не платил, а ведь я мать-одиночка,
вдова ликвидатора чернобыльской аварии и обладатель еще множества
других льгот. Однако сегодня ситуация изменилась.
— По себе лично я не слишком-то заметил эти изменения. У нас
в области действительно появилась выплата от губернатора — 600 рублей,
но ввели ее шесть лет назад, а за эти шесть лет 600 рублей стали тем,
что сделала из них инфляция. Впрочем, и тогда и сейчас эта надбавка не
решала моих проблем.
— А какой помощи Вы бы хотели сверх того?
— Денег. Это элементарная, но самая насущная потребность.
Ведь, к примеру, в США многодетные семьи получают дотацию по тысяче
долларов. Почему это невозможно у нас?
— Потому что мы очень далеки от социально развитых стран, хотя бы
в таком вопросе, как налоги. Ведь в тех же США работающий человек
отдает в казну до сорока процентов от своих доходов. У нас же — низкие
налоги, а отсюда и нищие фонды социальных ведомств.
В одночасье это, естественно, не решить, разве что раздать прямо
сейчас весь стабилизационный фонд, как предлагают в своих популистских
высказываниях некоторые безответственные политики. Но тогда завтра у
нас могут снова, как в 90-е годы, начаться задержки с выплатой пенсий.
Я даже больше скажу: Вы правильно подметили, что живете в
развивающемся регионе, где ситуация еще более-менее стабильна. В целом
же по стране все крайне неравномерно. Федеральный центр предоставляет
семь постоянных пособий, но остальное отведено регионам, и тут все
зависит от их экономического положения. Если регион дотационный, то он
дает лишь минимум, который получает от центра (в случае, скажем, с
надбавкой для многодетных — это не более ста рублей), но если регион
развивается, то объем региональной составляющей может быть весьма
ощутимым, есть даже некоторые регионы, где ввели единовременные выплаты
в сто тысяч рублей, хотя это лишь единичные случаи.
— Но ведь не только в деньгах проблема. Законодательная сфера во многих областях тоже хромает…
— Еще как! У нас в законах нет даже определения основных понятий,
многих из которых не было и в советские годы. Как можно говорить о
федеральных льготах многодетным семьям, если у нас в законодательстве
даже нет самого термина «многодетная семья»? И это только кажется, что
можно легко решить все, назвав многодетными те семьи, где три и больше
детей, а на самом деле моментально возникает спорная ситуация с семьями
обычными и с семьями, где дети находятся под опекой. То же и с
определением материнства и отсутствием определения отцовства. Нужно
как-то определить термин «родитель», ведь есть отцы-одиночки, которым
ничего не платят, потому что в законе говорится только о
матерях-одиночках. Но если поспешно и неверно ввести такое нейтральное
понятие, как «родитель», то хотя эта юридическая недоработка будет
снята, но появится с десяток других.
Чтобы подготовить нормальный закон, который бы не забуксовал на
местах, нужно время и профессионалы. Скажем, над проблемами семейного
законодательства у нас уже несколько лет работает группа специалистов
из тридцати человек. Но даже когда они закончат работу, то проблема все
равно не разрешится. Мы — законодатели и должны прописать нормы, но
затем они попадут к чиновникам на местах, которые обязаны будут их
исполнять. И тут опять же возникнет серьезный вопрос: исполнят или нет,
а это зависит не только от нас, властей, но и от рядовых граждан.
Я всегда говорю на встречах с избирателями: даже если пособие
всего семьдесят рублей, то обязательно оформляйте его, с какими бы
трудностями это ни было бы связано. Да, деньги маленькие, и чиновники в
собесах грубят. Но, во-первых, из-за идущих реформ ситуация может очень
быстро меняться и семьдесят рублей могут в любой момент превратиться в
семьсот. А во-вторых, нам всем, российским гражданам, надо воспитывать
чиновников, причем учиться не только с ними разговаривать, но и реально
пользоваться своими правами.
Пусть пока ради семидесяти рублей, но сходите,
зарегистрируйтесь. В конце концов, это наш гражданский долг… И,
поверьте, это не бессмысленно. Я не раз была свидетелем эффективности
адекватного поведения людей, которые не ругались, не скандалили, не
требовали невозможного, не обвиняли муниципального служащего в том, что
правительство дало мало денег, но жестко отстаивали свои права.
Чиновники запоминают таких людей в лицо и сами начинают звонить им
домой, интересоваться их жизнью…
— То есть надо просто «засветиться» в правовом поле?
— Да. Знаете, мне сейчас очень стыдно, что я говорю это, а сама
так и не оформила свои семьдесят рублей надбавки — так и не совершила
важного гражданского поступка. И, кстати, зря. Недавно оказалось, что у
нас в Петербурге есть еще дополнительная выплата на детей из
многодетных семей, которая даже в моей семье на фоне депутатской
зарплаты была бы нелишней. Уделяй я больше времени собственному
райсобесу, то бы узнала о ней гораздо раньше.
— Можно немного конкретики: что Вы, как человек,
отвечающий именно за законы, считаете необходимым сделать сегодня для
исправления ситуации? Какие правовые нормы нужны нам в первую очередь?
— В первую очередь надо все-таки разобраться со статусом
родителей, закрепив его пожизненно. Ведь сегодня у нас так: дети
выросли — и ты не родитель. А то, что ты из-за этого потратил лучшие
годы жизни, не сделал карьеры, не накопил пенсии, — никого не волнует.
Труд родителей должен стать оплачиваемым. Женщина, родившая третьего
ребенка, должна получать зарплату. Тут можно оттолкнуться от какой-то
суммы, я бы взяла незначительную, но четко прописанную в законах,
скажем, ту, которую выделяют на переквалификацию безработному
родителю: сейчас это 4 300 рублей. Пусть для начала хотя бы так, ибо
если сам факт существования такой зарплаты будет зафиксирован
законодательно, то потом ее гораздо легче будет увеличивать.
Есть и еще одна важная мера, которую государство не могло
позволить себе в 90-е, но может сейчас, особенно когда в условиях
кризиса его участие и влияние в частном бизнесе возросло. Я говорю о
связи минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Смотрите, как было
в начале 80-х: прожиточный минимум составлял 35 рублей, а минимальная
зарплата равнялась 70 рублям. То есть человек знал, что на любой работе
он сможет получать столько, что прокормит не только себя, но и своего
ребенка. Так же должно быть и теперь.
Вот сколько у Вас в семье человек?
— Шестеро. Работаю только я, потому что жена сидит с детьми,
прожиточный минимум для нас составляет около 30 тысяч, а в месяц
заработать удается где-то 24-25.
— Значит, нужно, чтобы по закону вы получали не меньше 30 тысяч,
но получали именно в форме зарплаты, а не в виде каких-то
дополнительных пособий. Я думаю, сейчас на меня обидятся многие
читатели, но я все равно скажу: давать деньги просто так государство не
должно, оно лишь наплодит иждивенцев. Ведь что тут скрывать:
представление о многодетных как о нищих-побирушках появилось не на
пустом месте.
Я знаю семьи, где семь детей, даже двенадцать, и родители их
тянут, женщины умудряются подрабатывать, а мужья у них на подхвате
всегда: и по дому, и везде. Но после этого я у себя принимаю женщину с
тремя детьми, у которой на устах одно слово «Дайте!» Где ваш муж? Пьет,
да и сама она выпивает — видно. Жить есть где? Нет, но в очередь они
как-то встать не собрались. О таких ходатайствовать просто невозможно,
да и не хочется.
По моим расчетам, работать ради своей семьи готовы родители лишь
в двух из десяти многодетных семей. Это ужасно. И это можно сломать
лишь одним способом: человек твердо должен знать, что государство
обязательно позаботиться о нем в случае его нетрудоспособности, но пока
он может работать, он должен работать и получать за это достойные
деньги, на которые сможет прокормить своих детей.
Наконец, самое главное — нам нужен единый социальный стандарт,
принятый на федеральном уровне. Без него мы не сможем развивать нашу
социалку системно, все будет происходить лишь на уровне разовых мер.
Опыт регионов, в которых ввели региональные стандарты, уже доказал их
важность и эффективность. В первую очередь это опыт Москвы.
— Москва — столица, здесь больше денег, больше возможностей…
— А дело не в деньгах. Дело в том, что в Москве эффективно
налажено исполнение соответствующих законов. Здесь на уровне субъекта
Российской Федерации четко прописано, что такое, скажем, «молодая
семья», прописан статус родителей (отца и матери), четко определено,
какие семьи считаются многодетными, и так далее. Каждой из социальных
групп назначена адресная помощь, причем с учетом именно их нужд и
требований.
Соответствующий документ, ставший результатом долгой,
кропотливой и скучной работы законодательной и исполнительной власти,
создал четкую схему устройства сложной социальной системы. И внедрить
такой стандарт можно не только в столице, но и в самом бедном регионе.
Если это сделать, то больше не станет таких ситуаций, когда женщине с
пятью детьми надо будет до бесконечности ходить по инстанциям и
доказывать, что она многодетная мать.
— Это все пока только планы или работа уже ведется? И если да, то на какой она стадии?
— Не хотелось бы выглядеть формалистом, сыплющим номерами и
названиями законов, в которых вряд ли может разобраться человек со
стороны и без опыта. И если говорить просто, то сейчас мы работам над
двадцатью четырьмя законопроектами по данному вопросу, включая
общефедеральный социальный стандарт, о котором я упомянула выше. Все
законопроекты находятся на разных стадиях, но я надеюсь, что они все
будут приняты. Пусть не сразу, но в течение ближайших нескольких лет.
— И все-таки Вы сами сказали: закон ничего не изменит, если
не будет денег. Тогда можно еще один вопрос, уже не как к законодателю,
а просто как к человеку, понимающему в теме лучше меня. Ваш личный
прогноз: когда же все-таки следует ожидать качественного скачка цифр по
выплатам, чтобы больше не было сторублевых надбавок?
— Прогнозировать очень трудно, да я и не люблю подобного
политического популизма, когда чиновники рисуют сегодня прекрасное
завтра, надеясь, что потом уже не придется отвечать за свои обещания.
Что нас ждет впереди — неизвестно, можно лишь надеяться на лучший
вариант.
Он таков: если не произойдет серьезных экономических или
социальных потрясений, то в лучшем случае на полное преодоление кризиса
уйдет минимум три года, а для социалки потребуется еще два года
развития, чтобы она смогла выйти на более-менее достойный уровень.
— «Более-менее» — это как?
— Скажем, на тот уровень, когда при прожиточном минимуме в 30
тысяч Вы будете спокойно работать, зная, что получите эти деньги.
— Все-таки я бы не назвал это достойным существованием. Это все равно балансирование на грани нищеты.
— Наверное, лучше назвать это положением, когда у человека есть
«спасательный круг» и он уже знает, что не утонет. Так не может
продолжаться долго, я согласна, поскольку на «спасательном круге»
нельзя поселиться и жить. Когда детей можно накормить, но уже не на что
сводить в цирк — это неприлично, на таком уровне ни в коем случае
нельзя останавливаться, гордо заявляя, что мы решили вопрос с нищетой в
стране! Но это тот реально достижимый результат, к которому мы можем и
обязаны стремиться сегодня.
Я понимаю, что звучит не очень радостно, но это, по крайней
мере, правда. Обещать что-то другое было бы нечестно. Так что я обещаю
лишь это, и сама постараюсь сделать на своем месте все, чтобы наша
жизнь изменилась к лучшему. Причем обещаю серьезно, а не на еще одну
лишнюю каплю.
— Спасибо большое за Ваше интервью.
— Спасибо и Вам! Скажите, а Вы сами, как многодетный отец,
удовлетворены им? У Вас лично сложилось ощущение, что власть понимает
проблемы, с которыми люди сталкиваются на местах?
— Тут трудно что-то сказать, поскольку я изначально не
ожидал, что наш разговор сможет открыть для меня нечто новое. Лично для
меня все сказанное было очевидно: и то, что проблемы, существующие
ныне, нельзя разрешить просто так, и то, что обвинить в них кого-то
конкретно, — тоже нельзя. Вы как депутат получаете, наверное, упреки в
свой адрес, но на самом деле упрекнуть Вас не в чем. Вы делаете все,
что можете, и я действительно вижу, что проблема очевидна для Вас как
для человека, принимающего решения, но точно также я вижу, что пока, на
сегодняшний день, механизмов выхода из создавшейся ситуации не
существует. Надеюсь, что Вам и Вашим коллегам удастся их создать.
— Спасибо Вам еще раз, я тоже надеюсь, что нам удастся изменить
ситуацию. Пользуясь случаем, хочу добавить лишь одно: для этого
придется потрудиться, и много. Причем трудиться придется всем: и нам, и
Правительству, и Президенту, и каждому человеку на своем месте. Потому
что если власть будет работать, а люди останутся пассивными, то мы так
и не станем полноценными гражданами, способными полноценно использовать
собственные права.
На фото: первый зампред Комитета Государственной Думы по вопросам
семьи, женщин и детей Наталья Карпович с дочерьми Леной и Аней, и
сыновьями Сашей, Данилой и Сергеем.
Фото из личного архива Н. Карпович
В анонсе - фрагмент картины Т. Чувашевой