Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2008

Лучший путь

ЛУЧШИЙ ПУТЬ В политике президента Виктора Ющенко и его «оранжевых сил» в отношении Православия на Украине сместились акценты. Цель — максимальный отрыв от России — остается прежней. Но в качестве средства теперь используется не раскольничий лже-патриарх Филарет, а турецкая карта. Переподчинение украинского православия Константинопольскому Патриарху.

Статью обозревателя "Фомы" Алексея Соколова "ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ" согласился прокомментировать для нас профессор Московской духовной академии, диакон Андрей КУРАЕВ:

В политике президента Виктора Ющенко и его «оранжевых сил» в отношении Православия на Украине сместились акценты. Цель — максимальный отрыв от России — остается прежней. Но в качестве средства теперь используется не раскольничий лже-патриарх Филарет, а турецкая карта. Переподчинение украинского православия Константинопольскому Патриарху.
Сам Патриарх Варфоломей, хотя однажды и с радостью принял аналогичный пас от эстонских властей, в Украине на такое все же не решился. Поэтому итог киевских маневров церковной дипломатии в главном позитивен: несмотря на угрозу раскола, каноническое единство Православия не пострадало, а раскольничьи группы так и остались вне общения с православным миром, вне нашей Литургии.
Но, как известно, в наше время правдой является не то, что случилось на самом деле, а то, что показали по телевизору. В этом плане украинские СМИ продолжают вести себя крайне нечестно. Прошедшие торжества называют поражением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, утверждают, что приезд на праздник главы Константинопольского Патриархата — это еще один шаг к получению независимости Украинской Церкви. Они ни разу не обмолвились о том, что патриарх Варфоломей приехал на Украину в качестве гостя патриарха Алексия, в то время как глава Русской Церкви (частью которой является и Церковь Украины) был в Киеве у «себя дома».
Да, Константинополь — «Церковь-мать» для Киева. Но рождена им была не «киевская епархия», а все «русское Православие». Как моя мать родила не мои глаза, а всего меня. И вряд ли у нее есть право вырывать мой глаз из моей головы.
Прежний фаворит оранжевых — «Киевский Патриархат» — это структура, ориентированная в первую очередь на людей, которые «потребляют религию», а не служат вере. Для них Церковь — часть национальной самоидентификации, часть политической программы, в крайнем случае — «комбинат ритуального обслуживания», где не особенно важно, кто тебя обслуживает: православный священник, ксендз, шаман или лама.
Там нет собственно религиозной идеи, а потому и нет шансов объединить именно верующих украинцев.
Весьма странный слоган лже-патриарха Филарета: «Наш путь один: к Богу и в Европу!» вряд ли удовлетворит многих. Те, кто хочет кушать этот «продукт политического православия», уже собрались в УПЦ КП, остальным же украинцам это просто не нужно, а потому и перспектив роста у этой структуры я не вижу.
Если же Москва и Константинополь договорятся о создании канонической автокефалии на Украине, то и это вряд ли пойдет на пользу украинскому православию. Тому есть несколько причин. Первая из них — Украина слишком разнородна. Не все православные жители Украины с этим согласятся. Ибо не всех тяготит связь с Россией. Так, многие приходы в США в 1970 году не приняли автокефалию Американской Церкви, а предпочли остаться в Московской Патриархии.
Вторая причина — Россия просто объективно важна для развития современного украинского Православия. У нас есть то, что мы можем дать друг другу. И Украина крайне нуждается сегодня в «российском локомотиве» богословской и просветительской деятельности, так же как и Российской Империи в свое время для гармоничного развития были необходимы «петербургские немцы» из числа высшей аристократии.
Украинцам удалось сохранить удивительно вкусное бытовое переживание Православия, очень органичное, очень традиционное и здоровое. Но им не хватает российской «достоевщины», без которой развитие православной мысли и миссии в стране может остановиться.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба