Журнальный клуб Интелрос » Фома » №8, 2015
В сутках, как известно, 24 часа. И так же известно, что этих 24-ех часов нам вечно не хватает. Все плотнее становится ритм жизни, все сложнее найти время для действительно важного. И, когда наступает долгожданный отпуск, мы стремимся не упустить каждой его минуты. В том числе, мы можем вспомнить, что это то время, которое мы можем потратить с пользой для души. «Фома» попросил поделиться наших друзей советами — куда бы они рекомендовали поехать тем, кто только ищет дорогу к храму?
Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге (Китай)
Традиционно места паломничества — это такие места, которые напрямую говорят нам о духовной жизни, о Христе. Таким местом для меня стала Святая земля. Когда я там оказался, мне было около 27 лет и я уже был священником, но прикосновение к святыням этой земли дало мне какое-то новое чувство, новое измерение в духовной жизни. Точно так же — Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерский монастырь. Сюда хочется возвращаться снова и снова.
Но на самом деле Господь может открывать Себя на всяком месте и во всякий час. Я бы не сказал, что можно поехать в то или иное место и непременно получить духовный опыт. Не обязательно. Я знаю много случаев, когда даже верующие люди, отправляясь в паломничество, возвращались опустошенными — потому что недостаточно правильно к этому подходили, воспринимали это как туризм, как накопление впечатлений, часто внешних.
И в то же время совершенно обратный пример являют многие из наших китайских прихожан, которые пришли к вере и к Православию, просто узнав что-то о нем из Интернета. Иные из них никогда не бывали нигде, кроме Китая.
А вот другой случай. Одна наша прихожанка долго находилась в духовном поиске, с Православием нигде не соприкасалась, и однажды увидела во сне старца, который сказал ей, чтобы нашла нашу общину. Около года она ходила на службы, присматривалась, а потом приняла Крещение. Стала проповедовать в семье и среди друзей, и вскоре пожелал креститься ее отец, находившийся при смерти. И кончина его была удивительно непостыдной и мирной. А пару лет спустя мы крестили и ее маму.
Сама девушка ходит на все службы. А когда на Пасху или на Рождество храм наполняется до отказа и ей, маленькой и худенькой, ничего не видно, она — ну точно Закхей — забирается на подоконник и следит за богослужением оттуда.
Дмитрий Сладков, советник дирекции Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ
По моему глубокому убеждению, путь к Богу ищется не в путешествиях, это совершенно другая история. Но путешествия как-то могут в этом помочь, и есть три места, куда я хотел бы посоветовать отправиться.
Во-первых, это Иерусалим. Главное, что я чувствую, попадая туда, — это подлинность. Прямо по названию вашего журнала, уверение Фомы: Подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин 20:27). Весь антураж за две тысячи лет поменялся, и сейчас вокруг святых мест арабские лавки, где торгуют произведенными в Индии и Турции сувенирами, туристические автобусы, толпы самых разных людей. Но идешь и понимаешь: это было здесь. Дело даже не в камнях самих по себе, хотя и камни святые сохранились. А дело в понимании непрерывности истории, в чувстве живого человеческого присутствия в ней Христа, которое там приходит. В этом особенность Иерусалима лично для меня.
Во-вторых, это Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и в целом Соловецкие острова. Там дивная молитва, настоящая монашеская жизнь. Но для меня важно и то, что Соловки — напоминание о природе до грехопадения. Вспоминаю стихи Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Там открываются простые картины пóля, сáда, лéса, а завершающая строка: «И в небесах я вижу Бога». В наше время посреди дел человеческих увидеть Бога непросто. Для этого нужна жертва. На Соловках природа не первозданна, а преображена усилиями многих поколений монахов: и растительность уже не такая, как на окрестных островах, и даже климат свой. Причем преображена она не просто так, а зримо и ощутимо в согласии с Божиим замыслом. И это Божие присутствие укрепляется тем, что Соловки — место людских страданий.
Материал по теме
Какие из перечисленных в "Фоме" святынь оказались особенно привлекательны для путешественников? Куда бы они отправились в первую очередь?
Место жестокости, зверства, пролитой крови — и молитвы, которая посреди всего этого возносилась. Как и Иерусалим, это место распятия.
Третье место, которое хочу назвать, в отличие от первых двух известно мало. Между Ивановом и Кинешмой, на реке Лух, есть поселок Лух, вокруг — полузаброшенные деревни, бедные деревенские храмы. Это места, где начинал свою подвижническую жизнь преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. Удивительная чистота природы, достойная бедность и малонаселенность показались мне неким образом внутренней пустыни. Таких мест в России много, в моем сердце запечатлелось это. Сегодня не мешает вспоминать, что многие подвижники былых времен не добивались общественного влияния, не искали богатых жертвователей для осуществления масштабных проектов, а жили иначе — удалялись в пустыню для молитвы.
Дмитрий Соколов-Митрич, журналист
Думаю, что с точки зрения душеполезности лучше отправляться в святые места, которые переживают тяжелые времена и которые далеки от материального благополучия. Приехать, увидеть и по возможности помочь трудом и молитвой.
Помню свой такой опыт. В начале нулевых годов я в качестве журналиста поехал в командировку в Косово. И впервые своими глазами увидел священников, которые живут в осадном положении, когда каждый день рядом пролетают в лучшем случае камни, а в худшем — гранаты; увидел порушенные или взорванные древние храмы.
Я в то время был в начале своего пути к Богу, и конечно, эта командировка сильно на меня повлияла. Когда живешь в благополучных условиях, видишь позолоченные купола и слышишь колокольный звон, воспринимаешь все это как что-то естественное, что никуда не пропадет, — и живешь себе спокойно. Всего пару лет назад в Косове все было как у нас, а потом — гуманитарная катастрофа, взорванные церкви и всеобщее состояние кошмара. И когда посещаешь такие места, начинаешь понимать, насколько все хрупко и ценно, и убеждаешься, что вера — это не просто купола, а прежде всего — человеческие души.
Валентин Любимов, руководитель сервиса дневников LiveInternet.ru
Образом всех библейских дорог — от сорокалетнего путешествия евреев за Ковчегом в пустыне до идущих в Иерусалим за Христом на осляти, а может, даже дороги в Эммаус и апостольских путешествий — в наше время является доступный каждому крестный ход. Не просто вокруг храма, а хотя бы десять километров, лучше же — все сто.
Это дорога, совершаемая к Богу, с Богом и ради Бога. К Богу — общее устремление каждого из тысяч участников. Несколько дней в пути крестоходцы, как ангелы, не интересуются ничем, кроме молитвы, поста и взаимопомощи. Только с Богом, восполняющим силы и исцеляющим раны каждую ночь, можно пройти этот путь. Старому и младому, и инвалиду, и тому, кто этого инвалида ведет. И именно ради Бога переносятся эти добровольные труды в надежде, что невольные скорби обойдут стороной. И нас, и наших близких, и всех, кто просил молиться за них.
Можно сказать много слов, но — пойди и посмотри (Ин 1:46). Крестные ходы проводятся в наше время во многих городах. Тем, кто живет в Центральной России и не имеет опыта многодневных походных условий, я бы посоветовал начать с Митрофано-Тихоновского крестного хода, там дают и выспаться, и помолиться, и даже три раза в день накормят. 20 августа утром служба у мощей святителя Митрофана в Воронеже — и пять дней идем деревнями, полями и дорогами, вдоль Дона —
к святителю Тихону в Задонск. Дорога и молитва — а впечатлений на весь год, в ожидании следующего крестного хода.
Самому себе и спрашивающим друзьям и родным пытаешься объяснить, чтó ты находишь в этом испытании? Зачем кому-то — старому и больному, или маме с тремя детьми, или красивой и успешной девушке — обязательно надо тоже в этом участвовать? Нет слов, но никто настойчиво и не спрашивал. Обычно смотрят в глаза и говорят — бери в следующий раз с собою.
Там и увидимся?.. С Богом!
Павел Усанов, бас-гитарист группы «Любэ»
Я давно связан дружбой с ребятами из движения «Общее дело», которые восстанавливают деревянные храмы Севера. Движение было создано 7 лет назад и разрослось настолько, что сейчас экспедиции на Север совершаются одна за другой.
К сожалению, из-за гастролей с группой «Любэ» и с моей группой «Встречный бой» вырваться в экспедицию мне пока не удается (хотя думаю, что это временно), но на московские встречи ребят я каждый раз лечу — то с поезда, то с самолета — выступаю и говорю, что когда-нибудь обязательно поеду с ними. И слушаю о тех чудесах, которые рассказывают участники экспедиций.
А их множество, и, пожалуй, одно из самых главных последствий этих экспедиций то, что в них часто зарождаются будущие семьи. Приезжая поодиночке, ребята знакомятся, общаются, занимаются общим делом — и многие возвращаются домой уже с мыслями о том, что они жених и невеста.
Удивительно, что при уборке храма и территории ребятам удается найти ценную церковную утварь, которую в советские времена священнослужители прятали в землю перед осквернением храма или перед собственным расстрелом. А еще часто случается так, что, приезжая в ту или иную деревню и пытаясь ее облагородить, самоотверженные экспедиторы сразу подключают к своему труду местных жителей, которые, как известно, очень часто бывают подвержены разным пагубным привычкам. И жители окунаются в работу с головой, по крайней мере, хотя бы на время, а многие помогают храму и дальше, участвуют в богослужениях.
Для молодых людей, особенно тех, кто ищет ответы на главные вопросы и как-то выстраивает свой путь в Небеса, это, без сомнения, та самая дорога. Часто бывает, что наша молодежь вроде бы и тянется к Богу, но никогда не соприкасается с Церковью близко, не общается с людьми, которые могут показать, что такое вера на деле. А там все это происходит. И, кроме того, люди облагораживаются трудом в экологически чистом месте, кругом красота русского Севера, старинного деревянного зодчества — и это тоже благоприятно воздействует на душу.
Савватий (Антонов), митрополит Улан-Удэнский и Бурятский
Дорога к Богу не предполагает никакого физически пройденного расстояния. Нет такого места, где Господь не мог бы нам открыться! Поэтому дать универсальный ответ и назвать какое-то определенное место сложно…
Но как не посоветовать посетить любимую Троице-Сергиеву Лавру, куда меня возили буквально с пеленок и где я, можно сказать, вырос? Или Святую землю… Среди моих знакомых есть столько людей, которых поворачивала к Церкви именно поездка в Иерусалим! Знаю одного язычника, по факту шаманиста, который однажды отправился в туристическую поездку по Святой земле и вернулся оттуда совершенно другим человеком. Сейчас он идет к Православию.
Каждое путешествие оставляет в сердце особенное чувство. Однако, пожалуй, самое яркое впечатление в моем сердце оставляет Дивеево. Впервые я побывал здесь в 1990 году. Мы приехали на автобусе «дикими» паломниками, когда на месте обители были лишь одни развалины и еще не было мощей. Казалось бы, одна разруха — но со мной произошло что-то такое, что сложно передать словами и что на всю жизнь оставило отпечаток в моей душе. И до сих пор посещение Дивеева для меня — особое событие.
На мой взгляд, Бога найти можно везде. Бога находят в местах лишения свободы, находят, оказавшись на самом дне, тогда как некоторые «паломники» доходят до фанатизма. Путешествуя по святым местам, они забывают, что дома остались дети, муж или жена, о которых надо заботиться. Кому нужна такая дорога к Богу? Не знаю… Ведь дорога к Богу — это, в первую очередь, внутреннее движение души, желание познать Бога, а не пройденные километры на Его поиски. И если такое желание есть, Господь не оставит его неутоленным.
Алексей Белов, лидер группы «Парк Горького»
В каждой душе в той или иной степени живет потребность открыть для себя мир Божий. И чем больше человек погружен в суету, тем больше в нем растет эта потребность. Но нет одинаковых людей, и нет хоть сколько-то похожего пути к Богу. Одни идут через встречи, другие через озарения, через творчество, через катаклизмы…
Лично мне всегда был важен чей-нибудь пример. Можно прочитать сколько угодно книг по плаванию — но, не войдя в воду, человек все равно плавать не научится. А научившись плавать, он захочет и каких-то результатов — и, конечно, будет смотреть, как это делают лучшие в этом виде спорта, олимпийские чемпионы. Так и в духовной жизни.
И когда я начал читать жития святых и дошел до жития преподобного Серафима Саровского, я задался вопросом, а есть ли такие люди в современном мире? Мне необходимо было увидеть такого человека, и я просто стал упорно просить об этом Бога.
Вскоре я стал проглатывать книги буквально десятками — об оптинских старцах, о старцах XX века, о Серафиме Вырицком, о Севастиане Карагандинском. И когда добрался до нашего времени, узнал, что старцы есть и что самый необыкновенный из них — протоиерей Николай Гурьянов.
Я очень захотел к нему попасть (отец Николай служил на острове Талабск (Залита), одном из Талабских островов на Псковском озере) но почему-то все мои знакомые только обещали отвезти меня к нему, и дальше обещания дело не заходило. Но однажды в Даниловом монастыре я чудесным образом познакомился с Ольгой Кормухиной (моей будущей суженой, о которой я также упорно молил Бога), и когда мы пошли пить кофе, в беседе я упомянул, что очень хочу попасть к отцу Николаю Гурьянову. И оказалось, что это ее духовный отец. Она получила у него благословение — и привезла меня на остров.
Надо просто идти своим путем, очень верить и очень хотеть, и тогда Господь откроет Себя. А где и как это произойдет, нам неизвестно.
На анонсе фото Владимира Ештокина