Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2016

Мария Свешникова
Шесть фильмов для рождественских дней

Журнал Фома.

 

sveshnikonaМало кому удается организовать рабочее и учебное время так, чтобы зимние каникулы приходились точно на время Рождества Христова и рождественских святок. Большей части россиян приходится довольствоваться узаконенными выходными, которые, как и школьные каникулы, наступают в канун Нового года. Это довольно странное время, когда все кругом отмечают новолетие, и к тебе поневоле приходит праздничное настроение, несмотря оставшуюся самую строгую неделю поста. Книги, прогулки, настольные игры… Но все же нас неизменно притягивает кино.

Однако «Иронию судьбы, или С легким паром!» все посмотрели накануне Нового года. А «Чародеев», «Ищите женщину», «Карнавальную ночь» и даже мультфильм «Двенадцать месяцев» выучили вплоть до самой несмешной шутки. Открою секрет. Дело не ограничивается десятком советских и российских картин: за свою историю мировой кинематограф представил на суд зрителя по меньшей мере сотни две фильмов, явно или косвенно приуроченных к замечательному празднику и самому доброму чуду — появлению на Земле новорожденного Христа. Это драмы, детективы, мультфильмы, мюзик­лы, комедии (даже черные комедии) и, конечно, мелодрамы. Все они разного качества и далеко не всегда праздничного, что порой сложно понять по аннотации. Поэтому я предлагаю небольшой список «избранного», который с легкостью можно дополнить своими любимыми фильмами.

«Снежная королева» Режиссер: Геннадий Казанский, СССР, 1966

Настрой на ожидание светлого праздника как нельзя лучше сочетается с драмой «Снежная Королева», созданной режиссером Геннадием Казанским по одноименной пьесе Евгения Шварца. В картине ни разу не произносится слово Рождество, да и в сюжете о нем — ни намека. Но ведь далеко не всегда все надо обязательно называть своими именами. Как сказал Лис в «Маленьком принце» Антуана Сент-Экзюпери, «самого главного словами не выскажешь. Зорко одно лишь сердце». Стоит уточнить, что при написании текста Евгений Львович использовал «андерсоновские темы», иначе говоря, переработал для театра «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена. Ничего удивительного: свои истории известный сказитель писал не для детей, а для взрослых. Первая попытка экранизировать сказку состоялась еще до войны. В 1940-х годах к «Снежной королеве» вернулись, но тут выяснилось, что принимавшие в съемках участие главные герои выросли. В результате сценарий отложили на добрую четверть века, а уже готовый макет снежного королевства использовали в «Золушке».

Снежная королева
И лишь морозным зимним вечером 1967 года Сказочник (Валерий Никитенко) поведал зрителям о том, как Снежная королева (Наталья Климова) пленила Кея (Вячеслав Цюпа), превратив поцелуем его сердце в осколок льда. И как Герда (Елена Проклова) отправилась на его поиски. Они приведут девочку сначала в замок к коварному Королю (Евгений Леонов) и его щедрой дочери, а чуть позже она окажется в логове настоящих лесных разбойников. На каждом этапе странствий она встретит самых разных людей. Одни окажутся способны на подлые поступки, другие захотят помочь смелой и самоотверженной девочке. Но все же самое главное испытание Герде придется пройти одной: только так она сможет доказать, что в ее груди бьется горячее преданное сердце.
Безусловно, каждый упоминаемый сегодня рождественский фильм будет связан с чудом. Но главная мысль «Снежной Королевы» Андерсена — Шварца в том, что чудо невозможно заметить и оценить, если его получаешь безо всяких усилий, без труда, без преодоления себя и — без настоящей любви. Это, наверное, самая поразительная сказка в мире. Здесь дети ведут себя как настоящие мудрецы. А взрослые, искренне веря в чудеса, остаются детьми с пламенеющими сердцами, способными растопить самую твердую ледяную коросту.
«Снежная Королева» не просто милое, развлекательное, сказочное кино. В нем немало мудрых намеков на ситуации, в которых время от времени оказывается каждый из нас. И, если внимательно смотреть, можно заметить «рецепты», как их разрешать. И достойно подготовиться к празднику.

«Полярный экспресс». Режиссер: Роберт Земекис. США, 2004

Вряд ли режиссер Роберт Земекис когда-либо интересовался драматургией Евгения Шварца, но это никогда не волновало поклонников его творчества. Они любят его фильмы в частности за то, что режиссера интересуют разные жанры. Именно поэтому среди его работ столь непохожие друг на друга «Назад в будущее», «Форрест Гамп», «Изгой» и «Прогулка». В 2003 году Земекис решил попробовать себя в абсолютно новой стилистике и снять полнометражную 3D-анимацию, создав ее при помощи технологии motion capture («захват движений»). Когда-то он прочел книгу Криса Ван Оллсбёрга «Полярный экспресс». Текста в ней было немного, что компенсировалось бесчисленными иллюстрациями Ван Оллсбёрга, оказавшегося сильным художником. Концепция была готова, но режиссер решил добавить немало милых его сердцу уточнений. Например, в начале фильма кондуктор называет реальный адрес дома, где в детстве жил Роберт Земекис. Так появился мультфильм «Полярный экспресс».

Полярный экспресс
Был вьюжный морозный Сочельник, то особое время, когда неудивительно, что один подросший мальчик призадумался, насколько реальны сказочные герои и что такое Рождество на самом деле. С тем он и лег спать. Но внезапно поднялся, услышав гудок паровоза, остановившегося, чтобы забрать его в необыкновенное путешествие в волшебную страну. А уж там его поджидал самый настоящий Санта-Клаус, живущий в окружении эльфов. И все они рады доказать парнишке, что настоящее чудо бывает в обычной мальчуганской жизни.
Надо иметь в виду, что главное в «Полярном экспрессе» не спецэффекты. Этот красивый и добрый фильм — напоминание взрослым о расставании с детством — одном из самых сложных периодов в жизни каждого из нас. И о том, как хорошо, важно быть рядом с детьми в это время и дать им шанс удостовериться: чудеса существуют для всех, умеющих верить. Словом, картина не только подойдет для семейного просмотра, она подарит особый рождественский настрой.
«Полярный экспресс» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как первый фильм, где вся игра актеров передана оцифровкой реальных людей. Например, Том Хэнкс играет сразу пять ролей: мальчика, его отца, проводника, Духа Рождества и Санта-Клауса. Роли матери и сестры главного героя взяла на себя жена режиссера Лесли Хартер Земекис. А один из эльфов обрел внешность солиста группы Aerosmith Стивена Тайлера.
Даже паровоз, тянущий поезд, оказался копией паровоза Père Marquette 1225, который сохраняется в Железнодорожном институте города Овоссо, штат Мичиган. И запомните, в небольшой сцене в вагоне с брошенными игрушками есть кукла Эбинизера Скруджа из повести Чарльза Диккенса. Через пять лет Роберт Земекис снимет «Рождественскую историю» с Джимом Керри в главной роли, и тот будет как две капли воды похож на куклу Скруджа из «Полярного экспресса»…

«Новая рождественская сказка». Режиссер: Ричард Доннер. США, 1988

Кстати, о рассказе Диккенса. Знаете ли вы, какой рождественский сюжет оказался самым популярным у режиссеров и зрителей? Это «Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями» из «Рождественских повестей», написанная Чарльзом Диккенсом в XIX веке. Именно ее чаще остальных экранизируют и цитируют в кино. Первая — немая — экранизация «Рождественской песни» под названием «Скрудж, или Призрак Марли» пришлась на 1901 год. Прошли годы, а с ними десятки фильмов и мультфильмов, где прямо или опосредованно пересказывается сюжет «Песни». Большинство из них можно смело смотреть. И классическую британскую версию 1961 года «Рождественский гимн», и канадский сериал 1998 года «Скряга», и вышеупомянутую анимацию Роберта Земекиса. Но, воспользовавшись правом сказочника в этой истории, осмелюсь предложить вниманию зрителей «Новую рождественскую сказку». И потому, что главную роль в фильме играет любимый актер Билл Мюррей, и оттого, что снял его Ричард Доннер, почитаемый за «Мэверика» и «Смертельное оружие».

Новая рождественская сказка4
Еще один довод в пользу этой версии — хулиганская выходка режиссера, позволившего себе осо­временить известную повесть Диккенса. Впрочем, за канву событий можно не переживать: Доннер сохранил ключевые моменты превращения жадного эгоиста в добряка. Что касается кинорешения… Кажется, поначалу Мюррей не догадывается, какая ему уготована участь и наслаждается образом магната Фрэнка Кросса — уверенного в себе хладнокровного бизнесмена, со спокойной душой увольняющего сотрудников накануне Рождества без выходного пособия. Когда-то Кросс порвал с любовью всей своей жизни ради того шанса, что привел его на вершину телеиндустрии, и с тех пор уверен, что ему позволено обладать самым циничным и беспощадным чувством юмора в мире. И уж он, конечно, не собирается потакать младшему брату Джеймсу (Джон Мюррей), секретарше или сотруднику, позволившему себе перечить боссу. Чем ближе к рождественской ночи, тем больше требуется Кроссу отвратительных поступков: он будто не может ими насытиться. От падения в бездну его может спасти только чудо Рождества.
Интересно, что Доннер решил не ограничиваться переносом в новый мир лишь канвы сюжета: призраки, являющиеся Кроссу, также решили преобразиться в современных персонажей. И только Дух Рождества остался классическим молчаливым кошмаром. Ну а Билл Мюррей оказался бесподобным Кроссом-Скруджем. Благодаря таланту выглядеть комично в любой ситуации, ему удалось превратить своего персонажа в еще более непривлекательного человека, чем задумал Диккенс. С непринужденной легкостью он стал Фрэнком, ненавидящим Рождество. Поклонникам Мюррея посмотреть именно эту экранизацию повести будет особенно интересно: «Новая рождественская сказка» — единственный фильм, где помимо самого Билла, снялись все три его брата: Джон Мюррей, Джоэл Мюррей и Брайан Дойл-Мюррей.
Картина Доннера — современный святочный рассказ без Санта-Клауса, сказочных оленей и эльфов. Но его подлинность отнюдь не в появлении обязательного для последователей Диккенса Духа Рождества, он оказался настоящей притчей о раскаявшемся человеке. Благодаря этой истории зритель готов поверить, что, получив шанс исправить ошибки, измениться может даже человек с очерствевшей, разучившейся верить и любить душой. Что на Рождество даже закоренелому негодяю будет подарена возможность вернуться к настоящей жизни и христианским ценностям. Это и есть главная рождественская традиция.

«Эта замечательная жизнь». Режиссер: Фрэнк Капра, США, 1946

И раз уж речь зашла о традициях, попробуйте представить себе российский Новый год без фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!». Оказывается, английское Рождество отмечено обязательной декабрьской радиотрансляцией повести Дилана Томаса «Детство. Рождество. Уэльс». Своя классика есть и у Америки. Ровно 70 лет вся страна ежегодно пересматривает фэнтезийную драму «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, вышедшую в прокат в 1946 году.
Надо сказать, что история появления на свет этого фильма самая что ни на есть чудесная. В 1938 году историк, автор крупных монографий о Гражданской войне Филип Ван Дорен Стерн написал небольшой сказочный рассказ «Величайший подарок», сюжет которого ему… приснился. Несколько лет Стерн пытался найти издателя. Спустя 5 лет он, отчаявшись, напечатал на машинке двести копий рассказа и раздарил их друзьям как рождественские открытки.
Одна карточка досталась режиссеру Фрэнку Капре, выкупившему права на экранизацию за немыслимую для того времени сумму в десять тысяч долларов. Капра был несказанно счастлив — о такой истории он мечтал всю свою жизнь. Впрочем, поиски главного фильма не мешали режиссеру работать — и весьма удачно: немые комедийные бурлески-короткометражки сразу нашли своих поклонников. И немало. В 1933 году Капра попробовал свои силы в полном метре. Первый же фильм «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом и Клодетт Колбер получил пять «Оскаров».

Эта замечательная жизнь2
Удачливый Капра! Чего никто не мог сказать о банкире Джордже Бейли (Джеймс Стюарт), главном герое фильма «Эта замечательная жизнь». Джордж жил в небольшом городке в глубинке. Он никогда не боялся труда. Ради брата, отца, соседей постоянно откладывал на потом свои мечты стать архитектором и путешествовать по миру. Джордж счастливо женат, у него четверо детей, но живут они в руинах, нуждающихся в ремонте. Он не жалуется, но однажды наступает предел терпению. С такой жизнью не грех расстаться, решает Джордж, явно забыв о том, что и «волос с головы вашей не пропадет» (Лк 21:14-19) без ведома Господа. И Спаситель мира не замедлил это доказать, послав на выручку Бейли еще не дослужившегося до крыльев ангела Кларенса (Генри Трэверс).
Этот фильм стоит смотреть не ради счастливого финала (в котором никто не сомневается) или забавных поворотов сюжета, хотя и они непременно будут. В первую очередь «Эта замечательная жизнь» — пример классического американского кинематографа, неустанно стоящего на страже семейных ценностей. Но это далеко не вся правда о нем. Смыслов намного больше, а идея гораздо глубже. Это рассказ об уходящих в прошлое, почти забытых сегодня качествах. Таких, как порядочность, честность, самоотверженность. О силе всеобщей молитвы, всепобеждающей любви и милосердии Божием.
Словом, неслучайно у картины Капры девять наград, 5 номинаций на премию «Оскар», и она входит в Национальный реестр лучших мировых фильмов США.

«Счастливого Рождества», Режиссер: Кристиан Карион, Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Румыния, 2005

Зато «Счастливого Рождества» — один из самых нетривиальных фильмов, посвященный христианскому празднику, нравится далеко не всем. После выхода на экраны в 2005 году поговаривали, будто он не слишком высокого качества. Ссылались на режиссера-новичка, который стал еще и автором сценария. Впрочем, критика не помешала фильму попасть на Каннский кинофестиваль, а американским киноакадемикам — выдвинуть военную драму Кристиана Кариона на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Картине планировалось поставить рейтинг R, означающий, что лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого, но позже рейтинг изменили на PG-13 (детям до 13 лет просмотр нежелателен). По той причине, что дети должны знать и чтить историю своих стран.
В создании ее участвовало 7 стран: Германия, Бельгия, Франция, Англия, Япония, Румыния и Норвегия. Фильм посвящен всем солдатам, сражавшимся на различных фронтах во время Рождества 1914 года. «Счастливого Рождества» снят на основе событий, произошедших в районе Ипра (Бельгия), когда французские, британские и немецкие солдаты по неофициальной инициативе полевых офицеров заключили перемирие на рождественскую ночь. Но дело тем не кончилось: солдаты враждующих сторон решили устроить себе небольшие «каникулы», так что они не ограничились совместной молитвой на праздничной службе о мире и своих семьях, но сыграли в футбол и похоронили павших в боях, лежавших на «ничьей» земле. И, конечно, была любовь — огромная, жертвенная, сметающая на своем пути все преграды.
В единении на Рождество уставшие от боев люди нуждались во время Первой мировой войны. Фильм-память о тех событиях необходим сегодня, как напоминание о том, что «в нашей истории нет врагов. Есть только чудовищная пропасть между людьми в противоположных окопах. За какую бы сторону они ни воевали». Эти слова принадлежат Кристиану Кариону, сумевшему найти баланс в немыслимом сочетании войны и Рождества. В этом фильме практически нет батальных сцен, поскольку он не о военных подвигах или великих сражениях, это непрерывная цепь рассказов о человеческих судьбах, поступках. О том, что оставаться верным долгу, чести, стране и Богу можно и нужно даже в самых невероятных, невыносимых условиях. И, конечно, о том, что Господь не выбирает для чудес специальные, особенные места, они происходят везде и всегда. Особенно на Рождество.

Счастливого Рождества4

Есть еще одна категория рождественских фильмов, о которых мы вспомним, но подробно исследовать не станем — праздничное приключенческое кино для детей и подростков. Поклонники советского кинематографа припомнят «Морозко» или «Новогодние приключения Маши и Вити». Остальные, наверняка, первым делом назовут фильм «Один дома». Но есть еще один, почти забытый сюжет. Это книга Марка Твена «Принц и нищий». У повести существует «летняя» вольная киноверсия поменявшихся ролями детей «Двое: я и моя тень». А в 2002 году Эсме Ламмерс выпустил рождественский вариант приключений. Режиссер назвал фильм совместного британско-голландского производства «Том и Томас». Возможно, посмотрев его, дети захотят прочесть первоисточник, который, безусловно, интереснее и богаче любой киноверсии.

«Жена епископа». Режиссер: Генри Костер, США, 1947

И, наконец, мы добрались до классического чудо-кино, безоговорочно любимого многими поколениями тех, кто верит в сказки. Пальму первенства в этой категории прочно держит Голливуд, исправно поставляющий ежегодно с пяток фильмов подобного содержания, большая часть которых мгновенно забывается. Некоторые же остаются в памяти, и их бывает приятно пересмотреть на Рождество. В первую очередь на ум приходят «Чудо на 34-й улице» и романтическая комедия «Жена епископа» режиссера Генри Костера.

Жена епископа2
Последняя, едва появившись на экранах в 1948 году, вызвала небывалый ажиотаж. А все потому, что Костер обладал безоговорочным чутьем при выборе актеров. Во так и получилось, что Кэри Грант, обладающий кроткой, но безоговорочно покоряющей мир улыбкой, сыграл самого настоящего Ангела. Он, правда, перемещается по праздничным улицам без крыльев и отзывается на забавное имя Дадли. Он вроде как бесцельно фланирует, приятно проводя время в общении с милыми незнакомцами, на самом деле Дадли точно знает, что его цель — семья протестантского епископа Брогхэма, забывшего за повседневными заботами и проблемами о том, что главное в жизни каждого христианина и честного человека.
Режиссер применяет очень интересный прием. Назвав фильм «Жена епископа», он будто бы забывает о том, что речь на самом деле не о ней, вынуждая тем самым зрителя задуматься: отчего не сочетаются смысл и название. В поисках ответа постепенно приходишь к выводу, что фильм не настолько прост. Даже при Кэри Гранте картина «Жена епископа» могла заслужить полнейшее забвение, но Костер закамуфлировал под простенькую романтическую комедию глубокий смысл. «Здесь многие не знают, куда едут. Но хотят добраться туда побыстрее». Эта реплика веселого таксиста Сильвестра неслучайно будет произнесена в середине фильма: отсюда, с этого момента у главных героев начнется обратный путь к себе. К жизни.
И, безусловно, к Рождеству Христову.



Другие статьи автора: Свешникова Мария

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба