Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2011

Оксана ГОЛОВКО
ГДЕ ИСКАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИДЕЮ

Народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Владимир Телин создает в своих полотнах одухотворенный, красивый мир русской деревни. Даже в изображении города, например, родной художнику Москвы, неожиданно возникает деревенский мотив. По мнению Владимира Никитовича, в деревенской жизни, неразрывно связанной с ритмами природы, и есть истоки человеческой цивилизации. «Деревня очень изменилась, — с горечью замечает художник. — Я застал настоящую деревню, с абсолютно иной эстетикой и поэтикой. Все, что окружало людей, было рукотворным, настоящим, не машинным. А сегодня словно смерч по этой цивилизации прошел. И новая эстетика — в стиле покраски автомобиля, с налетом глазурованного блеска и гладкости. И дает она механическое, холодное ощущение от предмета. То, что осталось, показывает, насколько прекрасна была деревня! В прошлом году ездил на машине по Русскому Северу и видел столько прекрасных домов — просто произведения искусства. Но люди в них, увы, доживают... Кончилось все — в головах, в сердце. Ценности, которыми люди жили, разрушены. Кстати, как правило, настоящее, крепкое хозяйство, умытые дома — лишь у тех людей, что вернулись из города».


После грозы

Владимир Телин в своих красочных работах не просто фиксирует действительность — сегодняшнюю или былую. Он приоткрывает поэтически-глубинный пласт бытия. Откуда у художника, коренного москвича, такое понимание основ деревенской жизни? «Хотя я родился в Москве, как и мои родители, — рассказывает Владимир Никитович, — по-настоящему мир и действительность начал ощущать именно в деревне, где мы оказались в эвакуации во время Великой Отечественной войны. А ведь детские впечатления всегда самые сильные… Да и Москва времен моего детства была другая. Мы жили в Марьиной Роще. Своими одно-двухэтажными домиками с палисадниками она скорее напоминала небольшой провинциальный городок. Каждое лето родители отвозили меня к тетушкам и бабушкам в деревню. Там и проходила, по большому счету, моя основная жизнь. А в Москву я приезжал, как в гости: ходить в школу, затем в институт. Так что моя родина — природа и деревня».


Невеста

Владимир Телин — член творческого объединения «Романтики реализма». Своими работами Телин лишь подтверждает, что он романтик по призванию. Изображает ли он  девушку, вернувшуюся из города в родную деревню («Возвращение»), женщин, стирающих белье («Лето»), уютный  уголок маленького городка («Суздальский дворик») — перед нами одновременно реалии жизни и мечты о ней. Мечты о том, что в идеале должен иметь человек перед глазами…


Ау...

Художник недоумевает, когда слышит по поводу реализма реплики: «это скучно, это застывшее». «Подобная позиция — скорее следствие некомпетентности, — говорит художник. — Реализм — он совершенно разный. Возьмем, например, тех же художников-шестидесятников XIX века — Николая Неврева, Леонида Соломаткина и других. Казалось бы, они обращаются к общим темам, но как по-разному получалось у них высказаться в живописи. Среди них были и великие художники, и просто — сказители. Одни лишь констатировали факт — вот, например, ограбили нищего. Другие через пластику, цвет раскрывали душу изображаемого. И сегодня реализм развивается совершенно по-разному в творчестве разных художников. Это настоящее, живое искусство.
Впрочем, здесь есть и другая сторона. Бывает, что не любят это искусство  именно те, кто хорошо в нем разбирается. Например, искусствоведы. И немудрено, ведь и хирург, оперирующий глаза, может не увидеть их красоты, потому что он досконально знает, как они устроены. Как мне кажется, и у искусствоведа может вытравиться чувство красоты, когда он препарирует искусство. Исчезает некая тайна, поэзия, а с ними и любовь».


В гости

Впрочем, картины Телина не могут не отозваться в душе зрителей неким песенным эхом. Ведь они зримо обозначают то, что принято называть «национальными корнями». Но специально поиском «национальной идеи» Владимир Телин никогда не занимался. «Знаете, какая интересная вещь: национальная идея живет в нас помимо нашего желания, — говорит он. — Как пример, вспомним конец XVIII века. Вся образованная часть общества “оторвалась от корней”, разговаривает на французском языке. А когда началась война 1812 года, эти самые образованные люди, вроде бы далекие от национальной идеи, стали ее носителями, патриотами. Казалось бы, Дейнека был “западником”. А Великая Отечественная война показала, что он самый что ни на есть художник-патриот. И сейчас национальная идея есть. Просто она не сформулирована. Через какое-то время формулировка найдется. Так что к ее поискам я спокойно отношусь: ни “за”, ни “против”. Кто специально ищет — пусть, если очень хочется! А кто не ищет, может, она в нем и есть. Как в искусстве — чаще всего озарение приходит тогда, когда о нем меньше всего думают».


Деревня Вершинино


Другие статьи автора: ГОЛОВКО Оксана

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба