Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2011

Александр ТКАЧЕНКО
Алексей БЕЛОВ, лидер группы «Парк Горького»: ГУЛКИЕ УДАРЫ В ТИШИНЕ
Просмотров: 1148



 

К 40- летию премьеры рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»

В первый раз я услышал рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда» когда мне было лет 15-16. Пластинку принес приятель, а у меня был ламповый советский проигрыватель  «Ригонда» который давал очень хороший звук, хотя и в режиме «моно». В этой музыке прежде всего поражало звучание оркестра с рок-группой. В музыкальной школе педагоги учили меня слушать оркестр, но наше поколение в то время все же отдавало предпочтение гитарам и барабанам. А тут звучало все вместе, и это было очень неожиданно. Мы все тогда увлекались рок-музыкой, я уже слышал и Led Zeppelin, и Deep Purple, и все остальные группы, которые тогда были популярными. И тут выяснилось, что партию Иисуса Христа в этом произведении исполняет Иэн Гиллан из группы Deep Purple. Это тоже было открытием: оказывается, оперу можно петь совсем не оперными голосами. Там был какой-то фантастический мелодизм: практически каждая партия сразу же ложилась на слух, хотя встречались сложные размеры на пять четвертей. Тем не менее, запоминалась музыка с одного прослушивания, мы с друзьями потом ходили и пели ее. Знали все партии наизусть, правда, без слов: на пластинке их не напечатали, а английского языка мы тогда не знали.

Но самое сильное впечатление от того, первого, прослушивания было связано все же не с музыкой. Я помню, как мы с приятелем, который принес пластинку, сидели тогда, слушали, восхищались… И вдруг музыка перестала звучать. Там, в конце пластинки есть место, когда в тишине раздаются лишь гулкие удары с протяжным эхом. Я приятеля своего спрашиваю: «А это что такое?» Он говорит: «Это гвозди забивают». Я ничего не понял, опять спрашиваю: «Куда забивают?» А он отвечает: «Как — куда? В руки. Это Христа молотками прибивают к кресту».

Его слова меня просто шокировали. Как же это? Такая прекрасная музыка, и вдруг — живого человека… гвоздями… В тот момент я почему-то сразу понял, что Христос — не вымышленный персонаж, что все это происходило на самом деле. И когда потом слышал имя Христа, в памяти тут же всплывали эти страшные, глухие удары в тишине...

Теперь я знаю, что либретто этой рок-оперы было написано с позиций, которые верующему человеку принять невозможно. Его автор Тим Райс в своих интервью прямо говорил, что Христа не считает Богом, а Евангелие для него лишь легенда. И конечно, это его отношение насквозь пропитывает всю оперу. Я много раз слышал отдельные партии из нее, уже когда жил в Америке и прекрасно знал английский. Когда вспоминаю сейчас их содержание, понимаю, что все это, конечно, глупость. Взгляд на Евангелие со стороны мира, не знающего Бога.

И все же… Я не могу вот так, безоговорочно, осудить это произведение. Потому что на фоне полной беспросветности советского государственного атеизма даже бунтарские эксперименты западной секулярной культуры все-таки сохраняли в себе какие-то отблески света Евангелия. И я знаю, что для многих моих ровесников именно эта рок-опера стала первым шагом в сторону веры. Просто нужно понимать, что это было за время. В школе нам с первого класса говорили, что Бога нет, на предприятиях читались лекции по атеизму, снимались фильмы, издавалось огромное количество книг, брошюр, работала мощнейшая государственная машина атеистической пропаганды. В этом абсолютном духовном вакууме даже такой, искаженный, рассказ о Евангельских событиях оказался плодотворным для многих.




И потом я просто не могу поверить, что такая красивая музыка была написана из кощунственных побуждений, из желания поглумиться над чужой верой. Это, скорее, искреннее заблуждение авторов, которые стремились к добру так, как они его понимали. Знаете, так дети часто любят ту пищу, которую на Западе называют junk-food — «мусорная» еда: чипсы, пицца, гамбургер…
Но если на Западе рок-опера «Jesus Christ Superstar» воспринималась как искажение традиционного вероучения, то у нас в стране она, как ни странно, оказалась тогда своего рода проповедью христианства. Потому что историчность Христа, реальность событий, происходивших на Голгофе, — все это было настоящим откровением для советской молодежи. Нам с раннего детства внушали, что Евангелие — миф, сказка. А тут «миф» вдруг обрел музыкальное воплощение…

Много лет прошло с тех пор, как мы с приятелем у меня дома на старенькой ламповой «Ригонде» впервые слушали «Иисус Христос — суперзвезда». Многое изменилось и у нас в стране, и в моей жизни. Совсем иначе отношусь я сегодня к этому произведению. Но звучащие в тишине глухие удары по гвоздям, забиваемым в руки Христа, навсегда оставили след в моей душе.





Фото: PhotoXpress



Другие статьи автора: Ткаченко Александр

Архив журнала
№2, 2020ф№3, 2020№10, 2019№11, 2019№12, 2019№1, 2020№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба