Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №10, 2011

Виталий КАПЛАН
КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

Православные классы в светской школе

В городе Балахна Нижегородской области уже два года проходит интересный эксперимент. Государственная школа № 3 ввела у себя православно-ориентированные классы, причем инициатива эта исходила от родителей — людей по большей части не слишком воцерковленных. Так вышло, что именно в Православии они увидели силу, которая поможет им в воспитании детей. Опыт этот интересен и заслуживает пристального внимания.



Православные гимназии в наше время не редкость, но вот когда на одном пространстве, под одной крышей живут и светские классы, и православные — такого не бывает почти никогда. То, что сделала одна из школ Балахны — редкое исключение. Причем, что характерно, не противоречащее светским нормативам образования. Как отмечает начальник управления образования и молодежной политики Балахнинского района Елена Сугакова, «Управление образования Балахнинского района поддерживает создание православно ориентированных классов в муниципальной школе, поскольку в новых федеральных государственных образовательных стандартах одной из базовых ценностей является духовно-нравственное воспитание и обучение детей». К этому можно добавить, что в стране действуют и школы с этнокультурным компонентом (в том числе и православным), и эти школы находятся в государственном подчинении. Правда, и их довольно мало.

Впрочем, опыт Балахны интересен не столько юридическими тонкостями, сколько тем, что родился он в результате сильной мотивации «снизу», то есть по желанию родителей. Учителя и священники лишь подхватили инициативу.
«Хочется, чтобы ребенок вырос добрым, уважал старших, — поясняет медсестра Евгения Семенова, бабушка одного из учеников второго класса балахнинской школы № 3. — Наше общество сейчас катится вниз. Смотришь вокруг и хочешь, чтобы ребенок был лучше, чем то, на что сейчас людей ориентируют, чтобы он знал, где добро, а где зло. Чтобы был критерий».



Примерно так же на этот вопрос отвечают и другие родители: кругом — эгоизм, жестокость, пошлость, хамство, пьянство, и надо защитить от всего этого детей. А каким способом? Дать им не одно лишь образование, но и нравственное воспитание. Люди, конечно, понимают, что детей невозможно полностью оградить от зла, но можно защитить от влияния зла их души, привить им иные ценности, дать им четкий критерий добра и зла.

Это не удивительно, но интересно, что, несмотря, подчас, на собственную нецерковность, такой критерий родители видят именно в Православии. К Церкви они относятся с огромным уважением и уверены, что там дурному не научат.
«Мы давно уже поняли, что школа должна не только учить, но и воспитывать, — объясняет свой выбор директор школы Фаина Каткова. — Пытались внедрять различные программы духовно-нравственного воспитания, но особых успехов не было. Поэтому, когда возникла идея сделать на базе нашей школы православно-ориентированные классы, мы с радостью согласились».

«Здесь тот редкий случай, когда инициатива светская встречается с такой же церковной инициативой», — поясняет Балахнинский благочинный, протоиерей Виктор Софронов.


Уроки здоровья — не то же самое, что обычная физкультура. Их цель — снять у младших школьников усталость и напряжение, возникающие в течение учебного дня, а кроме того — развивать внимание, память. Занятия эти проводятся в виде игр.

Пока опыт Балахны можно назвать весьма успешным. Помимо обычных предметов, в православно ориентированных классах во второй половине дня проводятся занятия по основам православной культуры, хоровому пению, рукоделию, гимнастике. Достаточно немного пообщаться с детьми, как сразу понимаешь — усилия по воспитанию дают о себе знать. Второклассники из православно ориентированных классов в отличии от своих сверстников, растущих здесь же, мечтают стать не бизнесменами и начальниками, а врачами и пожарными. В конфликтах (а в любом детском коллективе они неизбежны) дети пытаются следовать христианским заповедям, просят в молитве помощи у Бога — причем не с подачи взрослых, а самостоятельно.

Однако как бы ни был хорош частный случай, неизбежен вопрос: а не является ли он счастливым исключением, лишь подтверждающим правило? Ведь в наши дни нередко общество стремится возложить на Церковь решение вполне земных проблем (учить, лечить, защищать), при этом зачастую глядя на нее сквозь розовые очки и переоценивая ее возможности.

Наверное, подводить итоги пока еще рано, и за судьбой балахнинской школы стоит внимательно понаблюдать в будущем, как за судьбой любого интересного и действительно важного эксперимента. Но что можно сказать точно: каким бы ни был результат, выводы из него должны сделать не только педагоги, но и те православные христиане, которые пытаются сегодня миссионерствовать и служить делу Церкви.



Подготовка к первому классу начинается с детского сада — в специальной группе, занятия в которой проходят по выходным. Здесь дети не только учатся читать и считать, но и привыкают к самой форме школьных занятий, то есть к ответам на уроках, коллективной работе, и так далее. Занятия, разумеется, проходят в игровой форме, с учетом особенностей психологии детей шести-семи лет. Ведет эту группу опытный учитель Антонина Николаевна Демидова — выпустив 4-й класс, она станет учителем и классным руководителем православно-ориентированного первого класса, то есть будет учить этих же ребятишек из сводной подготовительной группы.


— А что такое «народ»? — спрашивает учительница.
— Народ — это много людей... — первоклассники энергично тянут руки. — Народ — это толпа...
— Нет, ребята! Народ — это люди, у которых общие заботы и общая цель... — и далее рассказывает о Кузьме Минине и князе Пожарском. Дети слушают с интересом — еще бы, ведь Минин их земляк, тоже из Балахны!



Духовник православно-ориентированных классов отец Михаил Голик авторитетен для ребят не только в богословских вопросах — он и в модульных конструкторах неплохо разбирается. А на вопрос, не получат ли дети из православных классов слишком «тепличного» воспитания, отвечает так: «Выпускник православной школы, выходя во взрослую жизнь, прекрасно понимает, с чем может столкнуться, но внутри у него уже сформирован нравственный стержень, он знает, что по-настоящему ценно и значимо, а что — фальшивка и дешевка. Поэтому он с гораздо меньшей вероятностью попадет в те ловушки, в какие массово попадает современная молодежь».

Фото Виталия Каплана


Другие статьи автора: КАПЛАН Виталий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба