Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2010

«...ЧТОБЫ ДОРОГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НЕ ОБОРВАЛАСЬ»

Почему наших автомобилистов трудно отучить водить в нетрезвом виде, как образуются пробки и зачем участникам дорожного движения своя молитва — об этом накануне 21 ноября, Дня памяти жертв ДТП, мы побеседовали с начальником Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктором Николаевичем Кирьяновым.

Каждый день — самолет!

— Виктор Николаевич, в чем главный призыв Дня памяти жертв ДТП?

— Когда терпит крушение самолет и погибают люди, об этом много говорят. И это справедливо. Но вот когда сотни людей гибнут тоже одномоментно, только в разных местах — это замечается меньше. А ведь, по сути, у нас каждый день — самолет! Ежедневно мне утром на стол кладут сводку: страница о погибших за сутки, страница о раненых и отдельно — о пострадавших детях. Так вот, в среднем в России погибает 40-50 человек в день. И 600-700 получают увечья. Это очень много. Еще не так давно, к слову, 106-108 человек в сутки погибали. Для сравнения — на подлодке «Курск» 118 человек было...Надеюсь, День памяти жертв ДТП станет серьезным поводом, чтобы все мы по-настоящему поняли, какую угрозу несет нам такая смертность на дорогах и подумали, как каждый из нас может изменить ситуацию.

— Сегодня все мировое сообщество озабочено этой проблемой. Не раз вопрос безопасности дорожного движения обсуждался и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, в работе которой Вам доводилось принимать участие. О чем шла речь?

— Во-первых, все участники признали: более 1,3 миллиона погибших в ДТП за год — это страшная цифра, с ней нельзя мириться. А во-вторых, мы все поняли, что уже невозможно ограничиваться просто призывами, словами. И если мы решаем посвятить десятилетие после сессии Генеральной Ассамблеи борьбе с такой ситуацией, то мы должны сделать это время по-настоящему действенным. Хватит говорильни. Мы поняли, что ничего не получится, если четко не закрепить определенный участок работы за каждым министерством и не назначить в нем человека, который бы персонально отвечал за снижение числа жертв. Пусть в министерстве транспорта отвечают за безопасность перевозок, в министерстве здравоохранения — за оказание срочной помощи пострадавшим, за контроль самочувствия водителей, в министерстве образования — за обучение детей и общества в целом безопасному поведению на дороге и так далее.
Мы все тогда осознали, сколь серьезна проблема смертности в ДТП. Вдумайтесь, чуть ли не большинство жертв — это молодые люди, те, на ком держится экономика, у кого остаются без поддержки семьи, маленькие дети, престарелые родители…

— Что из намеченного тогда удалось сделать в России?


Фото Владимира Ештокина
— Начинать работу было трудно, нужно было искать концептуально новые подходы, добиваться взаимопонимания с различными ведомствами. Но сейчас уже можно сказать, что скелет системы безопасности движения создан, остается «нанизывать на него мясо»: грамотно распределять средства, отстраивать системную работу на разных уровнях власти. Нам удалось найти взаимопонимание со всеми министерствами, так или иначе связанными с безопасностью на дорогах.

— Но ведь одно дело — усилия государства, а другое — ответственное отношение к безопасности движения каждого конкретного гражданина. Здесь, кажется, не все так гладко…


— Достаточно сказать, что вождение в нетрезвом виде — одна из главных причин высокой смертности на дорогах. Да, за счет серьезного ужесточения наказаний за управление автомобилем в нетрезвом состоянии нам удалось значительно исправить ситуацию — почти на 40% сократилось число ДТП с участием нетрезвых водителей. Но цифры всё еще велики. Правило ни капли не пить за рулем для каждого водителя должно стать аксиомой.

— Неужели ничего нельзя поделать? Почему не получается людей перевоспитать?

— Я постоянно преподавателям автошкол вопрос задаю: почему так происходит? Почему из автошколы люди выходят и позволяют себе, например, пьяными за руль сесть? Свыше 50 миллионов нарушений каждый год выявляем! Почему такое пренебрежение законом, такое наплевательское отношение не только к себе, но и к окружающим? Может, мы учим их неправильно? А мне директора автошкол говорят, что ничего сделать не могут. Если в семье, в детсаду, в школе про опасность употребления алкоголя, про неприемлемость грубости и неуважения к другим не рассказали, то бесполезно их здесь этому учить. Автошкола должна скорее проецировать полученное ранее воспитание на правила поведения на дорогах, но никак не воспитывать с нуля. В самом деле, это должно впитываться с молоком матери.

— То есть воспитывать водителя надо с пеленок?


— Естественно. Бережное отношение к своей жизни и жизням окружающих должно быть в крови. Мы, в свою очередь, стремимся в самых разных формах сотрудничать с образовательными учреждениями. Хорошо, что открываются сотни автогородков, сотни учебных классов при школах. Важно говорить с молодежью. Я вот недавно сходил на встречу с ребятами в молодежный клуб, чтобы побеседовать на их территории. И ведь они прекрасно понимают, что правила безопасности движения — не пустой звук. Они многих друзей потеряли, которые выпили, накурились, сели в современную скоростную машину и разбились. Важно просто напоминать им о том, что от пренебрежения правилом до гибели иногда один шаг.

— Я знаю, что идея автогородков в летних лагерях особенно дорога Вам.

— Верно. Ведь даже если в детсаду или школе детям и рассказывают что-то о дорожной безопасности, то за лето многое забывается. И такие автогородки — очень увлекательная и запоминающаяся форма повторения. Я наблюдал и поражался, насколько она интересна самим детям. С какой радостью они исполняют разные роли — и инспекторов, и пешеходов. Регулируют движение, ездят на велосипедах и маленьких машинках, по переходам импровизированную улицу пересекают — и ни одного правила не нарушают. Усвоенные таким образом знания они уже вряд ли забудут.

Пока не поздно

— Сегодня вопрос о воспитании участников дорожного движения актуальнее, чем, например, десять или двадцать лет назад?

— Конечно, актуальнее. Сегодня у нас почти 43 миллиона автомобилей на дорогах. Если соотнести с количеством населения, то получится, что чуть ли не каждая семья имеет по машине. И действительно: если раньше только у папы автомобиль был и он по выходным на нем всех катал, то сегодня еще и мама, и сын, и дочь — все за рулем. Жизнь очень многих граждан связана с автомобилем. И если мы хотим эту жизнь сберечь, вопросами воспитания водителей — действующих и будущих — надо заниматься самым серьезным образом.

— Но как же этим заниматься, если привычка оправдывать собственную безответственность внешними причинами уже у многих в подсознании? Мол, какие там правила и вежливость, когда одни пробки вокруг, дороги плохие, коррупция повсюду, когда «изменить ничего нельзя»?


— Эти проблемы, действительно, есть. Только, думаю, неправильно называть их внешними. Потому что очень многое в их преодолении зависит от каждого из нас лично. Изменить все вокруг одним махом, конечно, нельзя, а вот изменить себя стоит попробовать. Возьмем тех же пьяных за рулем. Недавно в одном из регионов был случай. Сидят пенсионерки на скамеечке и видят, как их сосед нетрезвым в машину садится, причем с ребенком. И никак не реагируют: сосед, непорядочно вроде бы «закладывать». А когда беда случилась, все заговорили, что надо было остановить, сообщить и т. д. Да ведь поздно уже!

Или возьмите пробки. Мы сейчас беседуем в центре Москвы, а давайте на улицу выйдем, посмотрим, как водители паркуются. Одна полоса закрыта, вторая тоже, еще и на третью полосу умудряются поставить машину. Отсюда и пробка, и озлобленность других водителей, которые проехать не могут.

— Только вот гораздо удобнее вылить свою озлобленность на инспектора ГИБДД, сделать во всем виновным его …

Фото предоставлено пресс-центром ГИБДД
— У нас фиксируется до 3 000 нападений на инспекторов в год! И это при том, что почти 80% ДТП происходит оттого, что сами водители дисциплину нарушают. Спору нет, к подготовке инспекторов нам надо более тщательно подходить. Здесь есть серьезные вопросы отбора кадров, которые не в последнюю очередь связаны с оплатой труда, социальными гарантиями. Существует и проблема специального обучения будущих сотрудников. Но я сейчас о другом. Ничего не получится, если не пытаться уважать и понимать друг друга. Многие ли водители задумывались, через что проходит каждый инспектор в течение рабочего дня? Приведу такой пример. Я наблюдал за работой дорожной полиции в Германии. Случается там ДТП, в котором погиб человек. Вопрос: сколько пострадавших?

— Один.

— Это мы бы так ответили. А немцы говорят — три. Не только погибший, но также врач и инспектор, которые прибыли на помощь. И с инспектором, и с врачом потом специалисты занимаются реабилитацией. Это пример понимания того, что столкновение с бедой и смертью — тоже сильная травма, и человеку нужно помочь преодолеть ее. И над этим работают психологи. Мы уже говорили, со сколькими смертями каждые сутки сталкиваются наши сотрудники в России, но ведь пока почти никто и не задумывался, чтобы помочь и самим инспекторам. А вот излить агрессию на инспектора — дело для многих водителей нормальное. Но ведь на самом деле ничего нормального в этом нет.

Молитва автомобилиста

— В этом году Вы обратились к Святейшему Патриарху с просьбой принять участие в Дне памяти жертв ДТП…

— Совершенно верно. Но прежде скажу, что уже много лет Русская Православная Церковь с большим пониманием относится к нашей озабоченности ситуацией на дорогах. Очень важно, например, чтобы и в воскресные школы приглашали инспекторов, которые могли бы рассказать детям о правилах безопасности. Есть интересный опыт организации бесед священников с нарушителями. Я выступаю за всестороннее расширение такой практики.

В этом году накануне Дня памяти жертв ДТП мы обратились к Святейшему Патриарху с просьбой помолиться о погибших на дорогах и напомнить прихожанам о правилах поведения на дорогах. И я очень рад и признателен, что наша инициатива нашла отклик у Святейшего. Выходящий из храма человек нередко погружен в свои мысли. Поэтому очень важно, чтобы пастырь также напомнил о том, что, к примеру, нужно повнимательнее по сторонам глядеть. Это может показаться мелочью. Но ведь такие элементарные вещи помогут сохранить человеческие жизни.

— Есть даже специальная молитва для автомобилистов. Зачем, по-Вашему, она нужна?

— С помощью молитвы человек может совершенно по-другому посмотреть на происходящее вокруг. Любой из нас сегодня постоянно переживает какие-то стрессы, связанные с разными сторонами жизни. А тут вдруг еще пробка, парковка или авария. Конечно, это может «взорвать» человека, сделать его агрессивным, раздражительным, грубым. Хочется верить, что молитва поможет не потерять самообладания, не озлобиться, поможет человеку и перед выездом на дорогу, и в трудную минуту в пути проявить терпение, взаимопонимание, сострадание. Скажем, хотя бы не станет водитель по головам пробку объезжать, создавая нервозную обстановку себе и окружающим, — уже хорошо…

* * *

— Вы работаете в ГАИ с 1974 года. Что позволяет Вам сохранять интерес к довольно непростой профессии на протяжении стольких лет?

— Я начинал свой путь простым инспектором. И работа на каждой из должностей всегда была для меня по-своему интересна.
Когда был инспектором, очень нравилось общение с самыми разными людьми. Ведь в один день можно встретить и простого водителя, и директора завода, и политического деятеля. Тут приходится тебе быть и дипломатом, и психологом. Ведь нужно научиться с первого взгляда понимать человека, отличать злостного нарушителя от того, кто просто растерялся или по иным причинам случайно нарушил правила.

Вот и сейчас, на высоком посту, я вижу, что обеспечение безопасности движения — дело, требующее комплексного подхода, согласования усилий многих и многих людей и организаций. Оно находится на пересечении деятельности различных государственных министерств и ведомств. Сегодня мы также ведем взаимодействие с Всемирным банком, Всемирной организацией здравоохранения, другим международными структурами. Увязать все усилия вместе и добиться того, чтобы число жертв на наших дорогах становилось всё меньше — это очень сложная, нужная и очень интересная работа! Это уже совсем другой уровень задач, решить которые только жезлом и свистком невозможно. Но цель остается одна — чтобы дорога человеческой жизни не оборвалась.



Виктор Николаевич Кирьянов
Родился 29 декабря 1952 года в городе Тихвине Ленинградской области. С 1974 года начал работу в ГАИ в качестве инспектора.
В 1995 году был назначен заместителем начальника УГАИ ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 1999—2001 гг. — начальник ГИБДД Петербурга и Ленинградской области. С октября 2001 по март 2003 года — замначальника Главного управления ГИБДД РФ, начальник Управления организации работы дорожно-патрульной службы и розыска. 18 марта 2003 назначен замначальника Службы общественной безопасности МВД России, начальником Главного управления ГИБДД МВД России. С 2004 года — начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации.
Генерал-полковник милиции. Награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени; лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За веру и верность»; лауреат Всероссийской премии «Хранители наследия».



День памяти жертв ДТП

21 ноября в России уже в четвертый раз отметили День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Идея проведения Дня памяти была предложена в 1993 году британским благотворительным фондом помощи жертвам ДТП RoadPeace. В 2005 году Генеральная ассамблея ООН в своей резолюции, разработанной и представленной Россией и Оманом, призвала все страны — члены ООН признать Всемирный день памяти жертв дорожных аварий и отмечать его в третье воскресенье ноября.

В этом году Госавтоинспекция МВД России проводит ряд акций, призванных, с одной стороны, привлечь внимание россиян к ужасающей статистике смертности на дорогах в нашей стране и в мире, а с другой — создать мощную общественную поддержку работе по повышению уровня взаимного уважения, соблюдения правил дорожной безопасности, водительской культуры.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба