Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2012

Юрий Пущаев
МОЛИТВА


Молитва: внимание

При молитве,  например, при чтении утреннего или вечернего правила, часто (увы) ловишь себя на том, что незаметно для себя начинаешь тарабанить слова, словно какой-то автомат, почти не вникая в их смысл. А иногда чтение молитв действительно становится уже сплошь формальным. Типа, главное – отчитать правило, отмучившись, исполнить свой «религиозный долг».

Очевидно, что проблема и подвох тут в конфликте «долга и чувств»: в том, что при произненесении слов молитвы ты своими чувствами на самом деле где-то очень далеко, или даже просто напоминаешь бесчувственный чурбан.

А ведь молитва – это именно личное обращение к Богу, где человек тоже обращается к нему как к Личности. Более того, как говорили Святые Отцы, без молитвы никакие отношения с Богом вообще невозможны. Это то первое и центральное, что прежде всего должен делать христианин: просить Бога о даровании ему любви, терпения, смирения, и др., и делать это со всем возможным вниманием. Недаром Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».

По-древнегречески слово «молитва» звучит как προσευχή (prosevhē). И вот что интересно: знаменитые византийские монахи-исихасты изобрели следующую формулу из двух слов, пользуясь их созвучием, в которой выразили непременное свойство молитвы: προσοχή προσευχή. Слово προσοχή (prosohē) по-древнегречески значит «внимание».

Таким образом аскеты и подвижники настаивали на непременной собранности человека в молитве и предельном внимании. По большому счету, любое другое обращение к Богу является неправильным и просто неуместным. Мы же, например, не разговариваем с начальником на работе небрежно и вполуха, стараемся в разговоре оказать ему уважение и внимание. Но почему же тогда совершенно иначе обращаются люди к Богу, который неизмеримо могущественнее любых других начальников? По невнимательности и небрежности, исключительно по невнимательности и небрежности.

Возвращаясь к ежедневному чтению молитвенного правила, укажем на то, что опытные священники советуют следующее: если вы незаметно для себя начали автоматически вычитывать молитвы и вдруг это обнаружили, то лучше вернуться назад и прочитать снова, но уже с пониманием. Пусть даже вы на этот раз не вычитаете  правило целиком. Но зато такая молитва будет совершаться по-настоящему, то есть – с вниманием.   



Другие статьи автора: Пущаев Юрий

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба