Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2012

РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Телеведущий А. Архангельский, редактор Е. Агафонов, редактор В. Головин

РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Телеведущий А. Архангельский, редактор Е. Агафонов, редактор В. Головин

Возрождение веры в историях и фотографиях

Первая мирная очередь

Александр Архангельский, теле­ведущий, писатель, публицист, г. Москва

Для меня самым явным, несомненным знаком возрождения церковной жизни стало перенесение мощей преподобного Серафима Саровского через всю Россию в Дивеево. Что бы там позже ни происходило в 1990-е годы, этот момент в мою память впечатался как один из самых светлых и самых волнующих в жизни.

Огромное поле, светит яркое солнце, стоят армейские палатки — силами армии для паломников были построены палаточные городки.

И это была моя первая в жизни спокойная, мирная очередь — к мощам преподобного! Мы привыкли к очередям советским. Куда бы они ни стояли, — склоки, толкотня, ругань, взаимное недовольство. Очередь отчаяния. Так вот там, в Дивееве, была первая в моей жизни очередь надежды.

К тому же это было мое первое стояние во вновь открытом монастыре — Серафимо-Дивеевском. Чувствовался такой порыв надежды, счастье, которое объединило тысячи людей, причем самых разных — от немножко ряженых казаков до немножко горделивых интеллигентов...




Звенигород. Звенигородские колядовщики.



Сквозь время

Егор Агафонов, старший редактор издательств ПСТГУ и Спасского Братства, г. Москва

В 1991 году я работал при церкви, сторожем. Воцерковленным человеком я тогда не был и храм воспринимал скорее как нестандартное место работы для представителя «поколения дворников и сторожей».

Весной того года в Москву привезли мощи преподобного Серафима Саровского, совсем недавно открытые в Ленинграде в запасниках музея атеизма и религии — то есть Казанского собора.
Я был тогда вместе со своей мамой на встрече поезда с мощами на Ленинградском вокзале и перенесении их в Елоховский собор. Надо сказать, богомолец я был тот еще — пару раз по пути отходил в сторонку на тротуар, чтобы перекурить. Но очень четко мне запомнилось яркое впечатление совершенно иного течения жизни в этой процессии, жизни, никак не соотносящейся с обычным бытом предзакатных дней советской эпохи. Распевающая тропари и иные песнопения процессия шла как будто сквозь время. Нет, в ней не было ничего «антисоветского». Она просто самим своим существованием и движением утверждала, что Церковь может (теперь бы я добавил: и должна)  быть вне и помимо государственного строя, политики, быта. То главное впечатление было именно таким: крестный ход шел не по Советскому Союзу, а сквозь него.


Узловая. Припорошило
Фото Максима Штыкова


Палатка имени Петра и Павла

Влад Головин, редактор отдела «Предприниматели» журнала «Forbes», г. Киев, Украина

Поначалу это было похоже на авантюру: в небольшом сквере несколько человек поставили брезентовую палатку и объявили ее новым православным приходом — имени апостолов Петра и Павла. Формальный повод: завод, расположенный напротив сквера, построен на фундаменте храма XIX века и разобран в советские времена. То есть мы вроде как восстанавливаем историческую справедливость.

Это был 2003 год. У настоятеля палатки — молодого священника Тимофея Костюченко — не было ни связей, ни спонсоров. Только горячее желание создать новый приход. Он не стал добиваться разрешения на строительства храма у властей — обычно на такие процессы уходит более двух лет. Он просто поставил палатку и стал там молиться. Каждый день и каждую ночь. Несколько людей дежурили по очереди в новом храме — чтоб не снесли.

Палатка была установлена за неделю до Пасхи. Мы быстро напечатали несколько сотен листовок и стали разносить их по квартирам домов в округе, приглашая на Пасхальную службу.
— Спасибо, мы православные, — нередко доносилось из-за запертых дверей: нас несколько раз принимали за сектантов. Это только веселило.

На Пасху храм-палатка был переполнен. Было холодно, но очень радостно. Под утро мы все вместе согревались чаем из термоса и разговлялись бутербродами. Все было очень по-домашнему...
Летом, во время одной из служб, вокруг палатки ходил пьяница и ругал всех последними словами. В некоторые моменты службы его ругань перекрывала хор или возгласы священника. Собрались-было «идти разбираться» — объяснить человеку, что он плохо себя ведет. Но отец Тимофей остановил нас...

В храме много активной молодежи — скаутов, хористов, пономарей. И много стариков, которые всегда благодарят отца Тимофея за строительство храма. Им не добраться до других храмов в Киеве — слишком далеко для их возраста. А службы им очень не хватало...

Это маленькое возрождение запомнилось мне больше пышных и торжественных открытий кафедральных соборов при стечении народа и чиновников. Люди сами собрались и построили храм! Теперь это одна из самых дружных общин Киева, там действует самая популярная воскресная школа в столице.
Палатку обшили деревом. Потом эта конструкция сгорела. Теперь стоит недостроенный кирпичный храм без купола (его вскоре должны установить). Я знаю, что у отца Тимофея все получится.


Геленджик. Мы на Рождество всем детям раздаём подарки. А солдаты — те же дети.
Фото Зои Якуткиной



Москва. Фото Дарьи Куликовой

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба