Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2012

Валерия Посашко
РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Игумен Агафангел (Белых), тележурналист Е. Писарева, дизайнер К. Наумова

Возрождение веры в историях и фотографиях

Случай в монастыре

Игумен Агафангел (Белых), поселок Тикси, Якутия

Все, что я мог вспомнить, — если говорить о христианстве, о Православии в советские годы — это то, что я видел по моему дедушке. Герой войны, он был верующим человеком. Я помню, как он клал земные поклоны на кухне, за занавеской, молился молитвой Иисусовой — мне тогда было лет 6–7. А папа и мама, школьные учителя, были в то время людьми вне всякой церковной культуры — то есть у меня не было опоры на традицию. А я вдруг поступил в семинарию! Так сложилось, что я выполнял работу для одного прихода в Калининградской епархии, стал со священником беседовать, как-то так вот, слово за слово, вдруг смотрю — я уже с бородой, на мне подрясник, я уже в семинарии.

А с тех времен, когда Церковь обрела свободу, очень запомнился один эпизод. Это был 1996 год. После первого семестра учебы я решил съездить в какой-нибудь монастырь — до этого в монастыре мне вообще не приходилось бывать, а хотелось своими глазами увидать монастырскую жизнь, о которой много читал. Мне посоветовали ближайшую к Белгороду обитель — Курскую Коренную пустынь. На каникулах я приехал туда.

Ну, монастырь, ну, монахи ходят — все не совсем так, как в книжках писали. Однажды я стоял на одной вседневной вечерней службе. Никого нет, одни монахи и пара-тройка паломников. Свет приглушенный — свечечки горят и всё. Входит такой пожилой монах, раздает всем толстые, пухлые помянники, Бог знает, каких времен — читать. И вот я стою, листаю этот помянник, и в какой-то момент поднимаю глаза — смотрю: все стоят, читают, молятся, очень тихо, на клиросе человечек что-то бормочет еле слышно. Люди сосредоточенно молятся, листают эти пухлые, старые тетрадки с именами. И в этот момент я вдруг понял, что здесь совершается самое главное: молитва Церкви — за живых и умерших. У меня возникло четкое ощущение, что Бог сейчас здесь; что вот она — Церковь в своем соборном делании.

И происходит то, что происходило и в первом веке, и в пятнадцатом, и то, что происходило, когда дедушка мой бил свои поклоны на кухне, за занавеской, и молился по четкам.
Говорят, «идет возрождение Церкви» — мне сложно так сказать. Церковь не возрождалась — она есть всегда. Мне кажется, это, скорее, человек может возрождаться, «вливаясь» в традицию, которая не прерывалась. Так и у меня было ощущение, что я присоединился к чему-то древнему, верному и правильному.



Балашиха. Это наши дети после Рождественской ночной службы и трапезы, и мы катались — те, у кого силы еще были.
Фото Светланы Ромашовой


Молитва о замученных

Елена Писарева, телеведущая, г. Москва

Одно из самых сильных духовных переживаний в моей жизни — панихида под открытым небом в Белогорском монастыре Пермского края, аналоге московского Бутовского полигона. В этом месте во время сталинских репрессий расстреляли и закопали в землю огромное количество людей, в том числе священников. Хотя я тогда и не знала ничего о подобных Русских голгофах. А попала туда в 1996 году, когда впервые поехала с патриархом Алексием II в командировку. Я тогда только начинала работать на телевидении, в редакции программ «Слово пастыря» и «Канон», и хотя была верующей, но в церковь ходила не часто.

Служба проходила рядом с огромным полуразрушенным храмом, точнее, от него остался один каркас, взгромоздившийся на горе. Несмотря на дикий холод и пронизывающий ветер, перед храмом собралось огромное количество людей. Вот там я испытала потрясение, и видела, что и люди вокруг тоже потрясены. Потому что на этом ледяном ветру, который вырывал зонты у людей из рук, патриарх Алексий служил панихиду, и чувствовалось единение людей перед общей исторической трагедией, единение в молитве. И когда Патриарх закончил служить — ветер стих, рассеялись облака и выглянуло солнце...

Это было очень мощное духовное переживание. Пожалуй, первое в моей жизни. Я почувствовала, что со мной и с огромным количеством людей, стоящих рядом, происходит уже нечто другое, новое.


Санкт-Петербург. На Рождественском фестивале вертепов в Этнографическом музее.
Фото Ольги Рындиной



Как мы вместе трудились

Ксения Наумова, дизайнер, г. Москва

Мне было 14 лет, когда я впервые поехала вместе с добровольцами — помогать восстанавливать церковь. Мы с братом отправились в подмосковное село Кузьминское, где стоял храм иконы Божьей Матери "Знамение", который раньше служил складом удобрений.

Туда приехала разная молодежь: девушка-кришнаитка, покрестившаяся, но никак не решавшаяся сжечь свои кришнаитские книги; выпускник МАИ, во время службы бегавший за ограду храма покурить; его очень ревностный друг, который вскоре стал монахом; студентка Историко-архивного института, она молилась дома тайком от мамы; сотрудница банка, зарабатывавшая кучу денег, но тосковавшая по духовной жизни.

В храм приезжал учитель из соседней деревни, которого у нас на глазах рукоположили во священника — вся школа была этим шокирована! Но как иначе: храмы-то строились, а священников не хватало...

Возрождая тот храм и живя в Барыбине, мы возрождались сами. Таскали кирпичи, разбивали кувалдами старый цементный пол, вывозили мусор из храма. Общались, утром и вечером читали правило, в воскресенье причащались на Литургии, пели вместе с хором. Пели и просто песни вечерами, общались. 

Нам с братом это лето подле храма запомнилось на всю жизнь. После Барыбино я поняла, что хочу проводить лето с православными людьми, а не в пионерском лагере. Долго мы еще потом приезжали туда и радовались, что храм становится все краше. Родным стало это место, и святые Косьма и Дамиан тоже стали родными.


Санкт-Петербург. Вертеп. Старинная дореволюционная статуэтка пережила все советские годы.
Фото Ольги Смирновой



Другие статьи автора: Пасашко Валерия

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба