Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2012

Валерия Посашко
РОЖДЕСТВО ЦЕРКВИ. Писательница Ю. Вознесенская и священник С.Круглов

Возрождение веры в историях и фотографиях

20 лет назад не только завершилась история советского государства, но и в полной мере началась новая, свободная жизнь Русской Православной Церкви. Конечно же, церковное возрождение началось раньше 1991 года. А сам путь возрождения на фоне кризисов и разрушения прежней страны был и остается очень сложным. Более того, не для всех очевидно, что церковное возрождение, чудо рождества Церкви, действительно состоялось. Однако у вас перед глазами два доказательства того, что правы все же оптимисты, а не пессимисты. Первое доказательство — это свидетельства людей, которых мы попросили вспомнить о моменте, в который они ощутили реальное возрождение Церкви. А второе — это фотографии, посвященные празднованию Рождества, которые нам прислали люди из самых разных уголков страны, участники группы «Фомы» в интернет–сообществе «Вконтакте». К сожалению, из многих сотен фотографий мы можем показать вам только пару десятков. Но то, что мы видели и переживали, беседуя с нашими героями опроса и авторами фотографий, напомнило нам чувство, которое испытываешь, слыша слова радостного поздравления: с Рождеством вас! С Рождеством Христовым и с возрождением нашей Русской Православной Церкви!


Редакция



Монах-автостопщик

Юлия Вознесенская, писательница, г. Берлин

Возрождение я ощутила в самый первый день и в первые часы, как только прилетела в Петербург, тогда еще даже Ленинград, в августе 1990 года, после десяти лет разлуки с родиной, с семьей, с друзьями.
Встречал меня в Пулково мой брат Борис на своей машине. Сели мы в машину, едем домой. Въезжаем в город, и тут я вижу картину, какую не могла себе и во сне представить: на обочине Московского проспекта стоит… монах и голосует!
— Борька, — завизжала я, — тормози! Подвезем батюшку!
Братец послушно тормозит, я открываю дверь, соскакиваю с переднего сиденья, дверь перед монахом настежь раскрываю:
— Благословите и садитесь, батюшка!
— Да мне вообще-то далеко, на набережную лейтенанта Шмидта, — говорит монах.
— Это не важно! Отвезем куда надо!
Садится он в машину, знакомимся. Иеромонах из Оптиной пустыни отец Мельхиседек, едет на только что возвращенное монастырю подворье.
Отвезли батюшку на место, простились. Едем дальше, и я говорю брату:
— Ты только подумай, первый человек, встреченный мною на родине, оказался иеромонахом из Оптиной, едущим в свое подворье на берегу Невы. Вот теперь я верю, что возрождение Церкви действительно началось!


Якутия. Народ Божий спешит на службу, ведь сегодня сюда приехал батюшка... село Бахсыы.
Фото о. Сергия Клинцова



Томск. Томский Богородице-Алексеевский монастырь. Вертеп.
Все фигуры и крест на вершине вылеплены из мокрого снега,расписаны гуашью.Для Младенца нашли большого пупса.Подсвечник из речного льда.
Фото Ирины Муравьёвой


Молодежь и сетка на окнах

Священник Сергий Круглов, г. Минусинск, Красноярский край

Сказать, что Церковь была в параличе и после распада СССР ожила, возродилась, на мой взгляд вряд ли можно. «Возрождение» — скорее, некий штамп, необходимый, чтобы люди могли понимать, о чем речь. Церковь была всегда. А вот о каком-то угасании или оживлении мира вокруг нее можно говорить.

Самый первый признак такого оживления я увидел, когда в нашем соборе стало много детей и молодежи. Тогда я не был еще священником, и наблюдал эту картину как простой прихожанин.
Если раньше храм был местом собрания старушек, людей в возрасте, то в 1990-е стало больше детей и молодежи. Причем они начали занимать довольно важные позиции в приходе, проявляли самостоятельность — скажем, миссионерской работой в моем приходе сейчас заведует молодой парень, директор воскресной школы — молодая женщина.

Еще одним «сигналом» перемен для меня стал день, когда с окон Спасского собора сняли сетку-рабицу. В 70—80-е годы ею затягивали окна, потому что их нередко выбивали. А уж когда в 1989 году впервые на колокольню повесили колокол, которого там не было с момента закрытия храма в 1933 году... Новый колокол был местного изготовления, не особо «малиновый», но тем не менее он созывал людей на молитву.



Москва.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, выглянув из тени,
гладил лен его волос.

Саша Черный   
Фото Елены Мартьяновой 

Продолжение следует...  



Другие статьи автора: Пасашко Валерия

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба