Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2012

Максим Козлов
ТОСКА ПО ПОДВИГУ


   

 

К тому воодушевлению, которое окружало пребывание Пояса Богородицы в России, я отношусь с огромным пиететом. И благодарностью Божьей Матери, что это имело место быть. Можно сколько угодно вытаскивать конкретные негативные эпизоды, прецеденты из рассказов тех, кто остался недоволен очередью. Но я думаю, что тут гораздо показательнее другое. Три миллиона человек в России приложились к Поясу Богородицы — эта цифра вряд ли что-то говорит о числе воцерковленных православных христиан, но говорит о том, что в душе наших современников жива искренняя тяга к святыне. Часто подспудная, часто бессознательная. И когда нам говорят о каком-то постхристианском обществе, о торжестве секуляризма, мы видим еще одно очень убедительное подтверждение, что это не так.

Душа народа — православная. Мы теперь это видим. Не в сухих социологических опросах, по поводу которых можно шутить и ёрничать, а в реальности. И такое подтверждение возникает не впервые. Вспомним, какой неожиданный резонанс вызвал в свое время фильм «Остров»! Это не боевик, это фильм, лишенных внешних эффектов, его первоначально предполагали показывать на малом экране... А посмотрели его миллионы людей.

Чуть раньше довольно долгое время самой живой и обсуждаемой в обществе темой был фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Мы видим, что люди тянутся к святыне, к миру, который выше мира, где дважды два — четыре, выше материальных и гражданских потребностей. И в людях живет тоска по подвигу.

Конечно, народ по-разному попадал к святыне. Были те, кто стояли сутки на морозе, были и те, кто брал детей у родственников, чтобы пройти вне очереди. Тем не менее, в душе каждого человека, воцерковленного или нет, живо понимание, что нечто нужно ради Бога в своей жизни делать. Если не регулярно, то хотя бы один раз, вот так: стать в единую очередь ради того, чтобы прикоснуться к поясу Пречистой Девы. Не пожалеть себя, не схитрить, хотя бы тут не пойти на какие-то компромиссы, а отказаться от себя. Это чего-то да стоит.

Простой пример: зайти в храм, приложиться к мощам и уйти — это одно. А отстоять службу и потом приложиться — другое. Сказать: «Господи, помилуй Васю, Петю, Машу» — это одно. А, скажем, читать молитву по соглашению, то есть по кафизме каждый день — это другое. Приехать на машине и приложиться к Великорецкой иконе Николая Чудотворца — это одно. А пройти многодневным крестным ходом, с рюкзаком за плечами, среди тысяч людей, то по жаре, то в проливной дождь, чтобы приложиться к той же святыне — это совсем иное.

Понимание, что надо от себя что-то оторвать, чем-то пожертвовать — именно это мы видели в очереди к поясу Богородицы. Вместе с тем мне кажется, что Пояс Богородицы оказался не просто поясом, а, как мне уже приходилось говорить, мечом обоюдоострым, по Евангельскому слову. Через пребывание его в России обнаружились помышления многих умов и сердец. Мне пришли на ум времена начала советской власти, когда люди, декларировавшие безбожие, не могли переносить вид креста на куполе храма или колокольный звон — он их «переворачивал». Причем это была иррациональная неприязнь. Вакханалия, «беснование» определенной части интернет-сообщества, мне кажется, того же рода: я бы даже без кавычек назвал это беснованием. Потому что себя реально обнаружила онтологическая сущность святыни, которая непереносима для людей, сознательно избравших другой закон жизни...

А другая часть общества? Что может сказать это событие самой Церкви? На мой взгляд, это и радость надежды и одновременно вызов. Церкви и людям, которые только начинают осознавать себя воцерковленными. Мы снова увидели противоречие между тем, что столь многие наши соотечественники тянутся к вере, и тем, что неизмеримо меньше людей живет церковной жизнью, людей, чье повседневное поведение определяется христианскими ценностями. Не на уровне некоего устремления в минуты воодушевления, а — постоянно.

Это то, о чем нам постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл, и что мы постоянно воспринимаем суховато, как формальное указание сверху. Нам ничего другого не остается, как этих людей просветить и призвать к церковной жизни. Это получалось очень по-разному в пред­ыдущие годы — я бы не сказал, что все было безоблачно. Но заниматься просвещением надо. Или сейчас мы это будем делать, в ближайшие годы, или останемся Церковью меньшинства...

...У меня была возможность послужить и помолиться вместе с прихожанами и другими священниками у Пояса Пресвятой Богородицы. Было необыкновенно хорошо. Вдруг, несмотря на какие-то непростые жизненные обстоятельства, там чувствовался действительно дар благодати Божьей, как глоток чистой воды. Что такое дар благодати? Когда ты становишься хоть насколько-то не таким, какой ты есть, а таким, каким ты должен быть, — лучше, чище. Это было напоминанием о том, что Дух Святой в Церкви дышит всегда, во все времена.

В самой очереди меня поразило чувство удивительного единства. При том, что в одном конце пели акафист, в другом конце — уже другой кусок этого же акафиста, где-то стояли и обнимались молодые парочки, кто-то курил в сторону Москвы-реки, иной раз какие-то маленькие трения возникали... но превалирующим было чувство единения. Это очень обнадеживающе! Ведь не только победой Гуса Хиддинка мы можем объединяться — не это же для нас будущее, а нечто более серьезное и существенное в жизни.

Это неделя, укрепившая надежду в ту Россию, в которую «можно только верить».  Что-то еще, глядишь, мы в жизни нашего поколения увидим светлое. 

Фото Александра Болмасова и "РИА Новости"



Другие статьи автора: Козлов Максим

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба