Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2012

УЗНИК БЕЗЫМЯНЛАГА


Памяти священномученика Сергия Скворцова

25 марта Русская Православная Церковь празднует памятьсвященномученика Сергия Скворцова.

Священномученик Сергий родился в 1896 году в деревне Смольниково Клинского уезда Московской губернии в семье печника Иосифа и его супруги Екатерины Скворцовых. В 1914 году он окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. Вскоре он женился на Клавдии Михайловой, дочери служащего железной дороги, и у них родилось трое детей — Лидия, Николай и Александр.

В 1918 году, после издания декрета об отделении Церкви от государства и лишения ее прав юридического лица, чем она была поставлена почти вне закона, Сергий выразил желание послужить Церкви. Он был рукоположен во диакона, а в 1926 году — во священника ко храму мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района в то самое время, когда храм пытались захватить обновленцы, позиции которых были очень сильны в этом районе. Отцу Сергию, однако, удалось удержать приход в Православии. Тогда власти попытались закрыть храм. Отец Сергий принял в то время самое деятельное участие в отстаивании храма от закрытия. После многих хлопот и поездок во ВЦИК священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт только в 1953 году.

В начале 1930-х годов отец Сергий был назначен настоятелем храма мученицы Параскевы Пятницы. Прихожане полюбили отца Сергия от начала его служения у них. Они видели его ревность сразу после рукоположения и то, что он оставался таким же ревностным Христовым служителем и потом, видели, насколько он все свои силы и время отдавал приходу, его крайнюю нестяжательность — он бесплатно совершал для неимущих требы, несмотря на то, что и сам в это время имел малолетних детей и нуждался.

Ставя своей конечной целью закрытие храма, власти стали угрожать священнику арестом, требовали от него, чтобы он снял с себя сан и написал заявление в газету, что не верит в Бога. С негодованием он отверг это предложение. Тогда ему стали предлагать скрыться, уехать. «Уедешь, и, может быть, минет тебя “чаша сия”», — говорили ему и мнимые доброжелатели. Но и эти предложения он не принял, ответив на них: «Куда я уеду? Как я буду смотреть народу в глаза?»

Наступил 1937 год — год массовых арестов и казней. Весной этого года тяжело заболела жена священника Клавдия. Поначалу болезнь казалась совсем не грозной, так как это была самая обычная простуда, но затем она получила стремительное развитие и перешла в туберкулез. 30 апреля 1937 года Клавдия скончалась, оставив троих детей — четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили тогда с отцом и бабушкой Екатериной Никитичной. Но и с отцом им недолго оставалось жить.

28 сентября 1937 года власти арестовали священника. Последняя его Литургия стала большим для него утешением. Отслужив ее на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован его близкий друг протоиерей Василий Максимов, отец Сергий вернулся домой. Глубокой ночью кто-то незваный тихонько постучался в окно. Священник давно ждал наступления этого часа и, вздохнув, спокойно сказал: «Это за мной». Он встал с постели, оделся и открыл дверь.

В дом вошли трое сотрудников НКВД. После обыска один из них по-деловому и даже как-то заботливо сказал: «Собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и мать священника, предчувствуя недоброе, заплакали. Собрав вещи, отец Сергий со всеми попрощался, всех благословил и ушел. Внезапный арест отца вызвал у детей нервное потрясение. Находясь почти в состоянии беспамятства, дочь Лидия выскочила на улицу и закричала «караул!», не в силах справиться с собой и остановиться. Сотрудник НКВД попытался ее утихомирить, но поскольку это не получалось, выстрелил в воздух.

Первые дни после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров Владимирской области; и его мать и дети, приезжая к нему, привозили продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли и он уже стал почти как настоящий заключенный.

Были допрошены свидетели. Один из них показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводил беседы с верующими». Секретарь сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных верующих. Он поддерживал связь с арестованным недавно священником кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: “Плохо стало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет”».

Выслушав зачитанные ему показания свидетелей, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал.

3 и 4 октября 1937 года следователь на допросе потребовал, чтобы он дал показания о своем друге, священнике Василии Максимове. На это отец Сергий ответил, что отец Василий отлично охарактеризовал новую конституцию и даже выразил предположение, что духовенству при ней будет жить лучше. «Что же касается высказываний контрреволюционного характера, то таковых от него слышать не приходилось», — добавил отец Сергий. «Следствие располагает данными, что вы среди верующих поселка Дрезна проводили антисоветскую агитацию. Признаете ли вы это?» — «Нет, я этого не признаю». — «Следствие располагает данными, что весной 1937 года, будучи в сельсовете, вы высказывали антисоветские суждения о советской власти, доказывая, что государство притесняет верующих». — «Нет, этого я не признаю».

Следователь снова потребовал от него показаний о протоиерее Василии Максимове, заявив, будто отец Сергий говорил, что тот арестован за антисоветские проповеди, на что отец Сергий ответил, что никаких антисоветских высказываний он от Максимова не слышал, а слышал это от свидетеля, свидетельствовавшего и против него самого, что якобы священник Максимов арестован за антисоветские проповеди.

После допросов отца Сергия перевели в Таганскую тюрьму в Москву, и 5 октября 1937 года следствие было закончено. 13 октября тройка НКВД по Московской области приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы он был отправлен в 13-е отделение Бамлага, расположенное в Биробиджане. Только здесь ему объявили, что он приговорен к десяти годам заключения. Из Бамлага священник через некоторое время был отправлен в Южлаг, в город Улан-Удэ, а затем в Безымянлаг в Самарской области. Дети отца Сергия остались жить в Дрезне с его матерью; им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая семье арестованного священника десятую часть дохода, а также многие прихожане. Екатерина Никитична регулярно посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой Отечественной войны у нее самой положение настолько ухудшилось, что она с большим трудом находила продукты, чтобы послать ему. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои дорогие, дела мои плохи, я заболел...»

Священник Сергий Скворцов скончался в Безымянлаге 25 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле. 


На нижнем фото: Мать священника Сергия Скворцова Екатерина Никитична с внучкой Лидией

 

 

Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь. Тверь, 2005–2008» и других и размещены на сайте: www.fond.ru.

Для желающих приобрести книги: тел.: 8 (916) 032 84 71 или e-mail: at249@yandex.ru


Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба