Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2012

Ивар Максутов
СВОИ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ


Где и почему преследуют христиан сегодня


Сегодня гораздо проще ответить на вопрос, где в мире нет гонений на христианские церкви, нежели перечислять все те регионы, где последователи Христа страдают за свою веру. При этом притеснения, различные формы дискриминации и сегрегации*, угрозы здоровью и жизни, пытки и убийства христиан имеют место не только в странах, где они составляют меньшинство, но и в тех государствах, которые традиционно считаются частью христианской цивилизации. Так, представители национальных меньшинств в Европе нередко жестоко преследуют своих соотечественников, перешедших в христианство из ислама, как, например, пакистанцы в Великобритании. В Восточной Европе и, в частности, в России христианские деноминации, не принадлежащие к кругу так называемых «традиционных религий», испытывают серьезные трудности в осуществлении своей деятельности и сталкиваются с препятствиями на пути активной евангелизации.

Наряду с этим в странах Азии и Африки, на Ближнем и Дальнем Востоке положение христиан оказывается зачастую просто нелегальным, так что исповедование собственной веры или даже простое хранение Библии или изображений святых может грозить тюремным сроком, а порой и смертью. Конечно, в каких-то случаях нападения на христиан можно объяснить экономическими или социальными обстоятельствами, как, например, в Индии, где многие представители низших каст (далитов, или «неприкасаемых») принимают крещение в том числе в знак протеста против сегрегации. Нападение или даже убийство такого человека можно тогда трактовать как политическое, социальное или даже этническое, но не религиозное, что, однако, не отменяет того факта, что в Индии умирают насильственной смертью сотни и тысячи христиан.

Если попытаться все-таки очертить границы этого явления, то наиболее жестокий и массовый характер на протяжении последних лет гонения на христиан носят в Северной Корее: наряду с общим тяжелым положением в этой стране, представители различных деноминаций подвергаются преследованию со стороны государства, пыткам, вплоть до казни. К числу стран, где жизни христиан угрожает серьезная опасность (как со стороны государственных структур, так и со стороны местного населения), а евангелизация, проповедь или крещение могут стать причиной нападений и убийств, где верующие существенно ограничены в правах, относятся в первую очередь Афганистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Сомали, Узбекистан, Йемен и Пакистан. Можно назвать еще по крайней мере три десятка стран, где христиане подвергаются в той или иной форме дискриминации по религиозному признаку.

То, что мы наблюдаем сегодня в этих странах, принципиально отличается от тех гонений, что имели место двести, триста или пятьсот лет назад, как по своему характеру, так и по географическому региону. Чтобы разобраться в причинах этого явления, необходимо обратиться к событиям недавнего прошлого. Во второй половине XX века в мире произошли глобальные изменения, и ключевые — это конец эпохи колониализма и рост национального самосознания, поиски национальной идентичности. Они породили большинство тех вопросов, которые стоят на политической повестке дня в современном глобализирующемся мире.

После окончания Второй мировой войны европейцы постепенно покидают свои бывшие колонии как под давлением формирующихся национальных политических систем, так и под влиянием общественности, которая воспринимает подобное присутствие на территории чужих стран как оккупацию и политическое преступление. К концу XX века это привело к значительному усилению фундаменталистских настроений, которые в этих регионах подразумевали возвращение к доколониальному времени и культуре, даже если оно существовало только как мифологема «золотого века». Теми, кто ожидал, что обновление культуры возможно через подобное обновление памяти предков, христианизированное население воспринималось как как чужеродное и даже прямо враждебное.

Важно при этом понимать, что сама эта тенденция прослеживается как в тех странах, где христианство никогда не имело собственной самостоятельной истории и появилось в результате деятельности колонизаторов, так и в тех, где оно существовало задолго до прихода европейцев. Таким образом, христиане в этих странах оказываются «своими среди чужих» и «чужими среди своих». Формулировка «агенты Запада» в таком случае будет одной из наиболее мягких, а любое неосторожное действие одного из западных государств, мгновенно распространяемое средствами новых медиа, ставит под удар не европейских христиан, а тех, что остаются в беззащитном меньшинстве в странах Азии и Африки. 

* Сегрегация - политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку. - Ред.

Фото rassia.ru


Другие статьи автора: Максутов Ивар

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба