Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2012
Тема номера МУЧЕНИКИСвятой Вадим родился и вырос в очень богатой семье персидских аристократов, в III веке. Благодаря огромному состоянию и положению его семейства в обществе, Вадим мог сделать блестящую карьеру: стать высокопоставленным государственным чиновником или благополучным предпринимателем. Но вместо этого он выбрал для себя совсем иной путь — стал монахом. Раздав бедным людям большую часть своего богатства, Вадим на оставшиеся деньги построил рядом с родным городом небольшой монастырь и провел там всю свою долгую жизнь. Для персидских христиан он был одним из самых авторитетных духовных наставников. Именно по этой причине, когда в Персии начались гонения на Церковь, Вадим был арестован и брошен в тюрьму. Четыре месяца провел он в заключении. Каждый день его жестоко избивали и требовали публичного отречения от своей веры. Для гонителей очень важно было склонить к измене именно Вадима. Отречение такого известного подвижника вызвало бы смятение среди остальных христиан и потому задумывалось властями как показательная акция. Но несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, Вадим мужественно переносил побои и не соглашался выполнить требования гонителей. В это же время в Персии был арестован еще один весьма известный человек. Его звали Нирсан. Так же как Вадим, он был христианином и происходил из богатого рода. Поступив на государственную службу, он успешно продвигался по карьерной лестнице и к моменту ареста занимал должность градоначальника в одной из провинций. Поначалу он тоже отказался поклоняться языческим божествам. Но тюремных издевательств не выдержал и объявил, что готов сделать все, что бы ему ни приказал царь. Узнав об этом, царь велел ему убить Вадима. За это Нирсану была обещана свобода и восстановление в прежней должности. Нирсан согласился на эту сделку. Но когда к нему привели Вадима и дали в руки меч, он вдруг испугался и замер в нерешительности. Видя замешательство своего палача, Вадим пожалел его и сказал: — Нирсан, сначала ты отрекся от своего Бога. Теперь тебя хотят сделать убийцей. Остановись, хотя бы сейчас. Я готов умереть за Христа, но мне не хотелось бы принять смерть от твоих рук. Нирсан не послушал его. Но и для хладнокровного убийства ему тоже недоставало мужества. Когда он все же решился ударить Вадима мечом, руки его дрожали, и он не смог убить свою жертву сразу. Лишь после нескольких ударов он сумел отрубить голову святому мученику, превратив казнь в пытку. Даже языческие воины из стражи были поражены стойкостью, с которой пожилой человек принял эту тяжелую смерть. А Нирсан действительно получил свободу и снова стал градоначальником. Но жизнь, купленная ценой предательства, оказалась для него безрадостной и недолгой. Спустя несколько месяцев, Нирсан покончил с собой. Смерть, как и жизнь, может быть достойной или низкой. Святой Вадим и жизнью и смертью своей показал, как твердость в христианской вере может сочетаться с любовью и состраданием ко всем людям без исключений. Например — к собственному палачу.Рисунок Артема БЕЗМЕНОВА
|