Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №3, 2011

НЕПРАВИЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ ИЛИ ПЛОХОЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

У первоклассника не складываются отношения с учителем. Стоит ли переводить ребенка в другой класс?

Отвечает Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования.

Для ребенка, который впервые попадает в ситуацию тотальной оценки, первый учитель — это очень значимый человек. Если раньше, что бы ни сделал ребенок, его хвалили (прочитал стих — молодец, подпрыгнул— умница ), теперь его сравнивают и оценивают (рассказал стих с ошибками или без, прыгнул выше или ниже других), и главный «оценщик» здесь — учитель. Учитель для первоклассника — это авторитет, а его мнение — истина в последней инстанции. И потому отношения, которые складываются между ребенком и учителем в младших классах, определяют не только самооценку ребенка, но и его отношение к школе в целом. Если ребенок чувствует, что учитель его принимает и поддерживает — это мощный задел на будущее. И наоборот, если со стороны учителя появляется неприятие, то у ребенка резко понижается самооценка, которую родители с трудом могут выправить. «Я хуже всех в классе, глупый, ничего не соображаю», — слышите вы от своего ребенка. Скорее всего, он цитирует то, что слышит от учителя. Для вас это должно стать тревожным звонком.

Вообще, чтобы избежать проблем в будущем, родителям важно знать и понимать, как строятся отношения между учителем и ребенком. Сделать это можно при личном разговоре с педагогом, обращая внимание, говорит ли тот только о недостатках и проблемах, или видит в вашем ребенке и сильные стороны. Вы услышали лишь замечания? Тогда сами спросите о позитивных сторонах ребенка. Если учитель говорит: «Да, на уроках не слушает, но всегда готов помочь, со всеми дружит», это означает, что отношения нормальны. (После семи лет ребенок должен быть способен при поддержке родителей принять и «переварить» неоднозначную оценку собственных действий). Но если учитель на вашу просьбу рассказать хорошее о ребенке говорит: «А что о нем хорошее скажешь, у него одни проблемы?» — стоит задуматься, оставлять ли ребенка у этого педагога? Иногда можно напрямую попросить учителя поддержать вашего первоклассника, лишний раз похвалить, одобрить. Хотя в идеале учитель должен делать это без напоминания.

Настоящие профессионалы-учителя прилагают немало усилий, чтобы повысить самооценку своих учеников. Например, одна учительница просит первоклассников рассказывать стихи наизусть не поодиночке, а хором. В хоре ребенок не боится ошибиться, но даже сбившись, он сразу догоняет и поправляется. И в следующий раз ребенку уже будет не страшно выйти к доске и самому громко, четко рассказать стихотворение.

Не стоит метаться и искать новую школу, едва заметив, что ваш ребенок вызывает у учителя отторжение. Серьезно об этом стоит задуматься в том случае, если  ситуация не меняется длительное время и период адаптации ребенка к школе (два-три месяца) позади, если в беседах с педагогом вы вновь  слышите неодобрение, недовольство и реплики типа «он хуже всех». В первом-втором классах нет ничего такого, ради чего стоило бы оставаться у данного учителя. А риск травмировать психику ребенка перевешивает любые другие плюсы: и уникальную программу, и наличие  друзей среди одноклассников. Действительно, к третьему-четвертому классам (9—10 лет) некоторые дети уже понимают, что мнение классного руководителя не единственно верное. И способны решить для себя: «Ну, учительнице я не нравлюсь, зато у меня есть друзья, так что потерплю». Первоклассник в этом плане абсолютно беспомощен и беззащитен. Он готов простить учителю многое, кроме неприятия. Чрезмерная строгость, замечания, даже невысокие оценки нивелируются, если при этом педагог демонстрирует свою симпатию, сохраняет дружелюбие и теплоту в отношениях с ребенком. Если, поставив единицу за поведение, в другой раз за решение трудной задачи учитель похвалит и выделит ученика среди других. Именно на такие моменты в отношениях стоит обращать внимание родителю, решая вопрос о переводе ребенка в другой класс или школу.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба