Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №4, 2011

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ. Я ничего не понимаю в Православии...

Я не понимаю почти ничего в Православной вере — ни Троицу, ни зачем нужны церковные богослужения и обряды, а священники не могут мне объяснить. А верить, не понимая, я не могу. Что мне делать?

А что Вы делаете, если не ничего не понимаете, например, в микробиологии, а хотели бы заняться этой наукой? Наверное, начинаете учиться — поступаете в ВУЗ или хотя бы на курсы, или по меньшей мере приобретаете учебники и начинаете тщательно их изучать. Вряд ли — если Вас действительно интересует этот предмет — Вы разочаруетесь и уйдете, если профессор не сможет разъяснить Вам все глубины своей науки за пять минут при случайной встрече в коридоре.

Понимание приходит благодаря усилиям — это так в отношении любой светской дисциплины, это так и в отношении веры. И любая учеба требует определенной степени веры — мы доверяем профессорам и авторам учебников и готовы трудиться, чтобы понять, о чем они нам говорят. Так и вера — мы доверяем Церкви, вернее, Христу, который ее основал и хранит, и готовы прилагать усилия к тому, чтобы научиться истинной вере.

Для этого можно пойти на курсы катехизации (наставления в основах веры), которые в наше время есть при многих храмах, можно поискать подходящую литературу, можно найти священника, который подскажет, как правильней выбрать одно или другое. Только нужно быть готовым к тому, что это будет непросто, потому что в отличие от микробиологии, изучение веры — процесс абсолютно индивидуальный и творческий.




Почему Православие такое закрытое? Многие восточные учения охотно допускают, что Вы можете принимать и их, и другие веры — то же христианство — одновременно, а православные наотрез отвергают такую возможность. Почему?

Прежде всего, заметим, что сама мысль одновременно практиковать разные религии — относительно недавнее изобретение, распространившееся в 1960-е годы, когда в англоязычном мире определенную популярность приобрели всевозможные гуру, предлагавшие адаптированный для западного потребителя вариант «восточной духовности». Идея, что Вы можете практиковать, скажем, трансцендентальную медитацию, оставаясь христианином, была просто маркетинговым ходом, а не каким-то духовным откровением.

Для традиционных религий — в том числе восточных — такая точка зрения нехарактерна. Религия — это не хобби, она требует полной посвященности, стопроцентной самоотдачи. Серьезно практикующие буддисты, например, прекрасно понимают, что они не могут быть одновременно и христианами.

Но есть и более глубокая причина, по которой невозможно совмещать Православие с чем-либо еще. В центре нашей веры стоит не учение, не доктрина, не мистическая практика — а Христос. Бог, который ради нашего спасения, из любви к нам стал человеком. В Нем обитает вся полнота Божества телесно, —  говорит апостол  Павел (Кол 2:9). Всю полноту духовных даров, всё, что Бог мог нам дать, Он дал нам в Иисусе Христе. И если мы отправляемся искать духовных даров где-то еще — значит, мы уже не верим во Христа как  воплощенного Бога.




Говорят, что Православие — вера русского народа. А если я, например, родился в смешанной семье, какой религии мне надо следовать?

Действительно, исторически Православие сформировало русский народ и русскую культуру, и мы должны быть благодарны за это Промыслу Божию. Но было бы совершенно неверно рассматривать Православие как приложение к национальной идентичности. Есть и иные православные народы — болгары, сербы, греки, грузины и многие другие. А также есть множество людей, которые приняли Православие, к этим народам не принадлежа, — православные японцы, немцы, американцы, французы и другие. Поэтому в выборе веры разумнее руководствоваться не своей национальной или родовой принадлежностью, а стремлением к истине. Доверяем ли мы тому, что Христос говорит в Евангелии: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18)? Если да, то где нам искать Церковь, которая существует непрерывно со времен Христа и неизменно сохраняет одну и ту же веру в I, II, III,.... XIX, XX, XXI веке? Если мы видим такую Церковь, то именно к ней нам и следует присоединиться.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба