Иконки для автомобилей, наклейки и магнитики на холодильник с христианской символикой и цитатами из Библии — сегодня подобная продукция заполняет прилавки не только церковных лавок. Однако часто люди воцерковленные относятся к таким сувенирам с раздражением — вот, мол, решил бизнесмен заработать на имени Церкви. Мы решили узнать, почему на самом деле светские предприниматели обращаются к церковной тематике и поговорили с одним из таких людей, главой компании «Символик»
Святославом Можеем.
Однажды ночью ехал я на машине со знакомым, скорость — 90 км/ч, вдруг автомобиль вылетел на обочину, нас стало кружить, внезапно мы врезались в дерево. Машина вдребезги была разбита, восстановлению не подлежала, а я остался жив, только от ремня безопасности остался отек через все туловище. Приехала милиция, меня в попутную машину посадили. Водитель, конечно, спросил, что случилось, я об аварии рассказываю… А пассажир, ехавший в этом же автомобиле, вдруг открыл Евангелие и стал читать мне какой-то отрывок, а потом сказал, что всё, что со мной произошло, — это знак Божий, и я должен изменить свою жизнь. Это было неожиданно! Мне вообще казалось, что вся эта история не со мной происходит, просто фильм какой-то…
Через какое-то время супруга меня уговорила прийти в храм на Пасху.
Мы вошли, батюшка окропляет куличи, жена свечи ставит, молится, ну а я смотрю на все это и думаю: «Бога нет. Если Он есть, то пусть меня накажет».
И в тот же день мы всей семьей попали в автокатастрофу! Казалось бы: дорога ровная, сухой асфальт… а мы вылетели с дороги. И тут я уже серьезно задумался: неужели Бог услышал этот мой «вызов»? А потом мы съездили в один из известных монастырей, и эта поездка поразила меня до глубины души. Если раньше я просто допускал, что Бог существует где-то там, то после всех этих событий почувствовал, что Он реально действует в моей жизни, Он близко.
Со временем я воцерковился, стал читать духовную литературу, Священное Писание…
Евангельские слова я тогда не запомнил, ничего не понял из того, что мне читал случайный попутчик, но слова «ты должен изменить свою жизнь» поразили меня.
Сегодня слова Писания оказались на моей сувенирной продукции. И это не какой-то коммерческий ход, как может показаться, но во многом — мое искреннее желание поделиться с людьми тем, что несколько лет назад не то что изменило мою жизнь, а буквально спасло ее.
Я не собираюсь утверждать, что это ноу-хау, которое решит все наши духовные проблемы. Но снова повторюсь — для меня лично это важный первый шаг в том, чтобы сделать дело, которым я занимаюсь, не только прибыльным, дающим что-то мне, но и полезным для других. Я прекрасно понимаю, что оно не заменит Евангелия. Но, согласитесь, человек должен не просто вечером читать Библию, нужно, чтобы он жил с этими словами, чтобы они окружали его и реально проявлялись в его делах. Если такие простые наклейки и магниты хоть как-то помогут в этом, то буду уверен, что мы делаем их не зря. При этом скажу еще раз, что это лишь первые мои шаги в том, чтобы придать своему делу иное направление и иной смысл. Я не хочу да и не могу на этом останавливаться. И именно поэтому я сейчас очень много думаю о том, чтобы бесплатно распространять Евангелие и духовную просветительскую литературу в небогатых провинциальных приходах.
Конечно, многие могут спросить — раз уж я прочел Евангелие и воцерковился, то почему бы теперь просто не бросить бизнес, раздать деньги нищим, вести скромную жизнь? Конечно, были такие мысли, ведь любой бизнес — постоянная борьба с конкуренцией, очень сложно к тому же преодолевать тщеславие, желание продать как можно больше…
Но ведь апостол Павел сказал:
Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор
7:20). Я не бросил свою работу, но отношение к ней изменилось: теперь она для меня — своего рода служение, и я пытаюсь, оставаясь на своем месте, послужить Богу, сделать что-то доброе, полезное.
Фото Владимира Ештокина