Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2011

Алла МИТРОФАНОВА
В ПОИСКАХ ПРОПАВШЕГО ЛЕГИОНА

Дети из России и Германии погрузились в эпоху раннего христианства

Их было 6600 человек, римских воинов родом из Верхнего Египта.
Все до единого были христианами. Однажды им предложили бросить по горсти зерна и возлить вино на языческий жертвенник, то есть поклониться римским богам. А также принести человеческие жертвы — поднять руку на христиан. И они отказались.




Новые кровати, килограммы геркулеса, ежедневная канистра деревенского молока и далее по мелочи — православный паломнический отель святого апостола Фомы под Триром (германская земля Рейнланд-Пфальц) встретил в августе первую в своей истории детскую группу из России. И детям, надо сказать, очень повезло. Они оказались в исторических местах ранне­христианской проповеди, причем не с экскурсией, а в формате, так сказать, исторического расследования. Во-первых, Трир — древняя северная столица Римской империи. Сохранившиеся с тех времен ворота и дома помнят святого Афанасия Великого, святых Константина и Елену. Этот город был тем местом, где Константин составил свой эдикт, названный по месту оглашения Миланским, — документ, который даровал свободу вероисповедания христианам и перевернул ход истории. Во-вторых, Трир был в эпицентре событий печально известной эпохи гонений при Максимилиане. Словом, Трир как раз из тех мест, куда надо ехать, чтобы увидеть начало нашей эры.





Примерно этим дети и занимались. Руководители лагеря «Пилигримия» (Центр духовного развития молодежи при Свято-Даниловом монастыре, Москва, совместно с центром Св. апостола Фомы и приходом Святых Сорока Мучеников Севастийских Западного благочиния, Берлинско-Германской епархии) составили для них программу путешествия по городу и соседним местам — настоящую Одиссею. По картам и приметам, опираясь на то, что узнали из истории раннего христианства от педагогов и гида, детям предстояло найти одно из мест гибели и захоронения легендарного Фивейского легиона.





У него печальная и славная судьба: римские воины-египтяне были все до единого христианами. Однажды им предложили бросить по горсти зерна и возлить вино на языческий жертвенник, то есть поклониться римским богам. А также принести человеческие жертвы — поднять руку на христиан. И они отказались. Тогда, на рубеже III — IV веков, такой отказ ставил человека перед выбором: отречься от Христа и сохранить себе жизнь или исповедать Христа и принять смерть. Они выбрали второе... Все как один, по всем местам дислокации легиона (он стоял вдоль северной границы империи, в том числе, там, где теперь города Бонн, Цюрих, Кёльн). Всех, как римских граждан, казнили почетной казнью — усекновением главы мечом. В Трире это произошло на Марсовом поле — там, где ежедневно шли тренировки легионеров. Теперь в этом месте поклонный крест и удивительно красивая католическая церковь святого епископа Павлина, где и покоятся мощи мучеников Фивейского легиона (тех, которые пострадали в Трире). Кстати, здесь регулярно совершаются православные молебны — благодаря усилиям Паломнического центра апостола Фомы и трирского прихода во имя Сорока мучеников Севастийских гостей из России пускают сюда молиться и славить подвиг отважных святых.





Конечно, дети всё нашли: и Марсово поле, и церковь, и святые мощи легионеров. В успехе операции никто не сомневался. Смысл был в другом — ведь им дали возможность совершить глубокое погружение в ту эпоху, о которой мы знаем большей частью из книг. Завершилась поисковая операция очень красиво. Дети вместе со взрослыми вышли на реку Мозель, воды которой в свое время приняли обезглавленные тела мучеников и, как свидетельствует летопись, стали красными от крови. И здесь, на берегу, выпустили в ночное небо зажженные фонарики — в память о людях, которые «даже до смерти» пошли за Христом.





Был у этой поездки и еще один смысл. Все происходящее гости из России переживали вместе с ровесниками из Германии, которые растут здесь в русских или смешанных семьях. Казалось бы, им-то зачем искать Фивейский легион? На это несколько причин. Первую, наверное, можно определить как синдром жителя приморского города. Замечено: именно эти люди ходят на море реже всех. То есть если святыня рядом, «в открытом доступе», то прийти помолиться у нее — ну, на то нужна какая-то особая мотивация, которую в повседневной жизни найти не так-то просто. Во-вторых, православные дети Ахена и Трира наконец-то своими глазами увидели сверстников-единоверцев с большой, так сказать, земли. Ведь что такое русские православные приходы в зарубежье? Чаще всего, это общины в несколько десятков (реже — несколько сот) человек. Меньшая часть этих приходов имеет свое помещение в виде собственно храма, а не комнаты с алтарем. И родители-эмигранты зачастую лишь на словах могут рассказать своим чадам, что Православие — это вселенская вера, а не религия отдельной диаспоры внутри другой большой религиозной культуры. То, что в Германию приехали носители этой веры из России — реальный шанс для германских детей глубже увидеть Православие. Кроме того, в «Пилигримии» устроили специальную Литургию для детей — с пояснениями, что к чему, и возможностью максимально участвовать в богослужении. Проходила служба в приходском храме при гостинице. А что может быть важнее в Православии, чем Общее дело?





И еще аргумент в пользу таких проектов. Есть прецедент: потомки первой и второй волны эмиграции далеко не всегда сохраняли в рассеянии свою русскую идентичность — то есть язык и ментальную связь с Родиной, собственные корни. Удавалось это большей частью тем, кто — как ни странно прозвучит в XXI веке — сохранил свою веру. Эти люди выглядят и говорят как немцы, французы, бельгийцы или канадцы, но если их спросить, кто они по духу, ответ у многих будет — русские. И дело не в набившей оскомину, якобы существующей причинно-следственной связи между верой и национальностью — Христос ведь упразднил такие связи. Дело в какой-то иной, глубинной причине. Которая и позволяет людям, говорящим на разных языках, растущих в разных культурах, ощущать себя не антагонистами, а родственниками.



Ну и еще... Чистые улицы Трира даже детей наводят на мысль о том, как сделать чище собственный российский город. Знаю тех, кто вернулся с этой мыслью. Тоже неплохо для начала.


Легенда о святом Маврикии. Эль Греко.

Факты о Фивейском легионе:

•    Все 6600 легионеров-христиан были родом из Фиваиды, то есть Верхнего Египта. Отсюда иконографическая особенность — святых Фивейского легиона изображают темнокожими.

•    Отказ участвовать в жертвоприношении, которое проходило по случаю подавления римлянами восстания галлов, легионеры объяснили Максимилиану так: «Мы приняли присягу Богу прежде, чем мы приняли присягу тебе. Ты не сможешь придать никакого доверия нашей второй присяге, если мы нарушим другую, первую. Вы приказали нам казнить христиан — смотрите, мы — такие же. (…) В наших руках оружие, но мы не сопротивляемся, потому что мы предпочли бы умереть невинными, чем жить во грехе».

•    Воины были убиты не сразу: сначала казнили каждого десятого, а оставшимся предложили, глядя на смерть товарищей, отречься от Христа и принести жертвы римским богам. После отказа вновь казнили каждого десятого. После повторного отказа были казнены все остальные легионеры.

•    Воины приняли смерть не в одном месте — легион был разбит на части, которые дислоцировались в крепостях вдоль северной границы Римской империи (в современных Швейцарии, Германии и Италии). Казненные последними были вдохновлены подвигом ранее умерших товарищей. В легионе не было отступников.

•    Капитан легионеров, Маврикий, пострадал в городе Агуануме, ныне Сен-Морис («святой Маврикий»), Швейцария. Однако и Цюрих считает святого Маврикия своим покровителем. Кроме того, этот святой был патроном и ряда римских династий и императоров.

•    Тела казненных в Трире мучеников были сброшены в реку Мозель — для того чтобы современники-христиане не смогли их благоговейно сохранить. Однако часть тел прибило к берегу течением, и христиане их нашли. Мощи мучеников в виде белых косточек находятся в церкви святого епископа Павлина недалеко от ворот Порта Нигра в Трире.


Фото Владимира Ештокина, Тараса Лагутинского, Юлии Лагутинской.
Картина "Легенда о святом Маврикии" Эль Греко.


Другие статьи автора: Митрофанова Алла

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба